Минское отделение Белорусской железной дороги


Ми́нское отделе́ние Белору́сской железной дороги (белор. Мінскае аддзяленне Беларускай чыгункі) — одно из наибольших предприятий Белорусской железной дороги, важнейшее звено в системе обеспечения международной перевозки грузов. Расположено на пересечении двух общеевропейских транспортных коридоров: II (Запад — Восток) и IX (Север — Юг) с ответвлением IXB (ЖлобинМинскГудогай и далее к портам Балтийского моря — Клайпеде и Калининграду).

Отделение железной дороги располагается в пределах трёх административных областей БелоруссииМинской, Витебской и Гродненской, которые граничат с Россией и Литвой. Имеет два стыковых пограничных пунктов пропуска со смежными железными дорогами — с Московской железной дорогой (ОсиновкаКрасное) и с Литовской железной дорогой (ГудогайКяна).

В зоне обслуживания Минского отделения Белорусской железной дороги расположены такие крупные предприятия, как Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, Минский завод холодильников, «Керамин», Белорусский автомобильный завод, «Амкодор», Завод строительных материалов и другие.

Минское отделение совершает приблизительно ⅓ от всех грузовых перевозок Белорусской железной дороги, более половины из которых транзитные. Перевозятся преимущественно нефть, чёрные металлы, лесоматериалы, удобрения, уголь, строительные материалы и тому подобное[2].

Отделение граничит с Барановичским, Витебским, Могилёвским отделениями Белорусской железной дороги, а также Смоленским отделением Московской железной дороги (ОАО «РЖД»).

Впервые через город Минск паровоз проехал в ноябре 1871 года[3][4], когда был открыт участок железной дороги направления СмоленскМинскБрест. Всего за полтора года были проложены более 650 километров железнодорожных путей. В это же время в пределах Минского отделения появились и первые 13 линейных станций, все из которых действуют и в настоящее время (некоторые изменили названия). Сама же станция «Минск» находилась за пределами города и для своего времени была хорошо оборудована, в состав какой входили пассажирское здание, жилищные дома, искусные, стрелочные будки, паровозное депо на 12 паровозов и другие. Первая станция в Минске имела и две платформы — пассажирскую и межпутевую[4].