Минск-Сортировочный


Минск-Сортиро́вочный[1] (белор. Мінск-Сартыравальны, также известна как Минск-Товарный[2]) — узловая грузовая железнодорожная станция на Барановичском направлении Минского отделения Белорусской железной дороги. Станция расположена в Октябрьском районе Минска между Брест-Литовской и Вирской улицами в двух километрах от станции Минск-Пассажирский.

В состав станции входят пассажирские остановочные пункты Институт культуры и Столичный. На станции расположен Центр управления перевозок Белорусской железной дороги.

Станция была открыта в 1871 году[2] вместе с железнодорожным движением в Минске, а также локомотивным депо (ТЧ-1). В 1900 году в мастерской Либаво-Роменской железной дороги насчитывалось 133 рабочих, а сумма годового производства составляла 250 тысяч рублей. К 1913 году число рабочих возросло до 171, годовое производство — до 320 тысяч рублей. Во время Первой мировой войны, минские железнодорожные станции и ремонтно-механические мастерские перешли под управление артиллерийского ведомства. Со станции проводилась эвакуация 16 промышленных предприятий и около тысячи рабочих[3]. В 1870 году возле будущей товарной станции в Минске был открыт деревянный Брестский вокзал (далее — Александровский), который располагался в районе перекрестка нынешних улиц Суражской и Московской, где в нынешнее время располагается остановочный пункт Институт Культуры[4]. Вокзал был закрыт в 1928 году, после чего оставалось здание, которое сгорело в июне 1941 года при бомбардировках Минска.

В 1960-е годы была проведена реконструкция станции[5]. В 1975 году станция была электрифицирована переменным током (~25 кВ) в составе участка Минск—Столбцы[6]. В 1984 году от станции была сооружена железнодорожная ветка к электродепо «Московское» Минского метрополитена. В 19871991 годах над станцией был возведён самый длинный путепровод в городе[7]. В 2011 году на станции был открыт памятный знак в честь 140-летия основания локомотивного депо „Минск“[8].

На станции расположено большое количество открытых площадок для хранения контейнеров, высокие и низкие платформы для разгрузки грузовых вагонов. По числу сортировочных комплектов станция является односторонней, с последовательным расположением парков. Последовательно расположены парк прибытия (№1), сортировочный парк (№2) и парк местной работы (№5). Приёмно-отправочные парки (№3 и №4) расположены параллельно друг от друга и последовательно относительно других парков. Локомотивное и вагонное депо расположены по островному типу между парками №5, 3 и 4.