Мистерия (театр)


Мисте́рия (от лат. ministerium «церемония») — один из жанров европейского средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах. Как правило, сюжет средневековой мистерии брался из Библии или Евангелия и разыгрывался в виде живых картин, сопровождавшихся антифонным пением. Среди сюжетов мистерий встречались такие как Сотворение, Адам и Ева, убийство Авеля и Страшный суд[1]. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. Часто они исполнялись вместе в циклах, которые могли длиться в течение нескольких дней[2]. Так, в «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60 тысяч стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней. В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Средневековые хроники иногда упоминают о том, что одновременно с мистерией исполнялся и фарс (например, фарс «Мельник, чью душу в ад черт уволок» шёл в 1496 году одновременно с «Мистерией о святом Мартине» и «Моралите о слепом и хромом»).

Этимология слова восходит к греческому греч. μυστήριον — «таинство, тайное священнодействие»[3], некоторые источники предполагают происхождения слова от латинского слова ministerium, означавшего не только «церемония», но и «ремесло», поскольку мистерии нередко финансировались средневековыми ремесленными гильдиями[4].

История мистерий как театрального жанра по-разному сложилась в странах Европы. Если в Италии мистерия естественным образом отмерла, уступив место другим жанрам, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон де ла Барка, и лишь в 1756 году мистерии были официально запрещены указом короля Карла III[5].

Попытки возрождения мистерии как театрального жанра предпринимаются с середины XX века по настоящее время[⇨]. Например, образец мистерии оставил композитор Луиджи ДаллапикколаИов», 1950).

В Европе уже в V веке в церковные службы стали включать живые картины[6], при этом в литургические тексты стали добавляться новые фрагменты, которые придавали богослужениям характер пьес. Во Франции примерно в X веке вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов стали именовать «литургическими драмами» [K 1]. По мере того как литургические драмы становились все более популярными, стали появляться их «народные» формы, а к позднему средневековью стали возникать компании бродячих актёров, представлявших эти драмы на публике.