Модализм


Модали́зм (от лат. modus, букв. «мера», в терминологическом значении — «ладовый звукоряд») — мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности[1]. Примеры отдельных модальных тонов и полностью выдерживаемых звукорядов: дорийская секста, фригийская секунда, цыганская гамма, увеличенный и уменьшённый лады. Модальными аккордами (внутри мажорно-минорной тональности) называются аккорды, содержащие характерные модальные тоны, например, оборот V3>5>–I (в доминантовом ладу), IV<–I (дорийская субдоминанта в миноре)[2].

Модализмы (без этого слова) анализировал ещё Гуго Риман в монографии 1887 года[3], в 1906 — Г. Шенкер в своём «Учении о гармонии»[4] и др. На русском языке природу модализма (также без этого термина) описывал в 1926 году П.Б. Рязанов, полемизируя в этом вопросе с Н.А. Римским-Корсаковым:

Появление дорийской сексты в качестве тональной (субдоминантовой) функции, по замечанию Римана, как бы нарушает на мгновение ощущение тональности и придает музыке специфический характер, присущий оборотам церковного дорийского лада. В распространенном у нас практическом учебнике гармонии Н.А.Римского-Корсакова аккорд этот носит название "искусственного мажорного трезвучия IV ступени мелодического минора".