Модерзон-Беккер, Паула


Паула Модерзон-Беккер (нем. Paula Modersohn-Becker; 8 февраля 1876, Дрезден — 20 ноября 1907, Ворпсведе) — немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма. За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерсон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.

Паула Беккер была третьим ребёнком в семье инженера Карла Вольдемара Беккера. Его супруга Матильда была родом из тюрингских дворян фон Бюльтцингслёвен. Из писем, адресованных отцом Пауле, известно, что Беккер был хорошо знаком с Парижем, Санкт-Петербургом и Лондоном и помимо русского языка владел ещё французским и английским. Отличалась космополитичностью и семья Паулы по материнской линии. Отец Матильды фон Бюльтцингслёвен командовал заграничным военным контингентом, братья Паулы эмигрировали в Индонезию, Новую Зеландию и Австралию. Дядя Паулы Оскар Беккер печально прославился покушением на будущего кайзера Вильгельма I летом 1861 года.

В семье Беккеров изобразительное искусство, литература и музыка занимали большое место в воспитании детей. Паула вместе со своими братьями и сёстрами обучалась игре на фортепиано. Старшая из сестёр Паулы, отличавшаяся красивым голосом, занималась вокалом. Вся семья кроме Паулы преклонялась перед Рихардом Вагнером, Паула же считала его недостаточно «немецким». Величайшим поэтом в семье считался Иоганн Вольфганг Гёте. Несмотря на то, что родительская семья Паулы считалась либерально-бюргерской, богатой однако она не была.

Первые двенадцать лет своей жизни, о которых известно очень мало, Паула Беккер провела в пригороде (сейчас городской район Дрездена) Фридрихштадте. Известно лишь о несчастном случае, произошедшем с десятилетней Паулой и её двумя двоюродными сёстрами Корой и Майдли Паризо, когда девочек засыпало песком в песчаном карьере. Паулу и Майдли успели спасти, а одиннадцатилетняя Кора Паризо задохнулась под массой песка. Из писем, которые Паула Модерзон-Беккер позднее писала Райнеру Марии Рильке, известно, что эта трагедия наложила глубокий след на её дальнейшую жизнь. Биограф Паулы Модерзон-Беккер Лизелотте фон Райнкен видит в этом эпизоде даже причину той подчас безоглядной решительности, с которой художница воплощала свои творческие идеи.

В 1888 г. Карл Вольдемар Беккер получил должность архитектора в Бремене, куда семья Беккеров переехала из Дрездена и поселилась в доме на Шваххаузер Хеерштрассе 23. Здесь у Паулы появилось первая художественная мастерская. Искусство в это время находилось в Бремене на подъёме, и через знакомых матери Паула завела знакомства в среде художников, которые живо поддерживались всей семьёй Беккеров.