Мод (шхуна)


«Мод» (норв. Maud) — экспедиционное судно Руаля Амундсена и Оскара Вистинга, на котором были совершены плавание Северо-Восточным проходом (1918—1920) и дрейф в Восточно-Сибирском море (1922—1925). Названо в честь королевы Норвегии — Мод Уэльской (1869—1938). Планом Амундсена предполагался трансполярный дрейф от Берингова пролива до Шпицбергена с достижением Северного полюса, но ошибки в планировании и неизученность течений Северного Ледовитого океана не позволили его реализовать. В 1925 году за долги судно было продано Компании Гудзонова залива, в 1930 году затонуло, и только в 2016 году было поднято на поверхность. В 2018 году корпус шхуны был доставлен в Норвегию, предполагается реставрация и открытие музея в Воллене, коммуна Аскер.

В 1907 году Руаль Амундсен принял решение совершить пятилетний дрейф в паковых льдах от Берингова пролива до Шпицбергена с целью достижения Северного полюса, для чего ему была передана шхуна «Фрам». Прежде подобный дрейф был совершён Нансеном в 1893—1896 годах[1]. Амундсен планировал начать экспедицию в 1910 году, но из-за сообщений о достижении Северного полюса Куком или Пири вынужден был отправиться в Антарктику[2]. С точки зрения самого Амундсена поход к Южному полюсу был только импровизированной частью его экспедиции к главной цели — Северному полюсу[3].

К 1913 году предполагалось перевести «Фрам» в Сан-Франциско и сразу отправиться к Берингову проливу и Северному полюсу[4]. К тому времени фонд экспедиции на «Фраме» располагал 330 000 крон, в дальнейшем его планировалось пополнять гонорарами за книгу Амундсена и его выступления в разных странах мира[5]. 19 апреля он писал дону Педро Кристоферсену — главному спонсору, — что заказал себе два гидросамолёта, которые могут принести экспедиции большую пользу. Однако спонсоры не торопились жертвовать на вторичное достижение Северного полюса, вдобавок участники похода к Южному полюсу не желали продолжения похода[6]. К осени представилась возможность использовать «Фрам» в церемонии открытия Панамского канала, 3 октября 1913 года «Фрам» под командованием Т. Нильсена прибыл в Колон. Поскольку к декабрю канал всё ещё не был открыт, от этой идеи Амундсен отказался[7]. 16 июня 1914 года старое судно вернулось в Хортен и было поставлено на прикол. «Фрам», выдержав две экспедиции в Арктике и одну в Антарктике, а также кругосветное плавание, был сильно изношен; стоимость капитального ремонта оценивалась в 150 тыс. крон, что примерно равнялось стоимости его постройки[8]. 29 апреля 1914 года Амундсен телеграфировал норвежскому консулу в Сан-Франциско, что экспедиция к Северному полюсу откладывается до 1915 года[9]. Одновременно полярник обратился в Гидрографическое управление Морского министерства Российской империи с просьбой ознакомления с материалами для плавания Северо-Восточным проходом до Берингова пролива, которые и были ему предоставлены[10].