Моисей (Микеланджело)


«Моисей» (итал. Il Mosè) — мраморная скульптура ветхозаветного пророка высотой 235 см, созданная в период 1513—1516 годов, которая должна была занять одно из центральных мест в предполагавшейся гробнице папы Юлия II в Соборе Святого Петра в Ватикане.

В марте 1505 года, через два года после избрания папой, Юлий II пригласил скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти в Рим и поручил ему составить проект своей гробницы. Согласно первому проекту, прямоугольный в плане мавзолей 10,8 × 7,2 м должен был находиться в хоре главного нефа собора. Надгробие имело бы три яруса, сужающихся кверху в виде пирамиды, а снаружи со всех сторон гробницу окружали бы около сорока статуй. Второй ярус композиции по этому проекту воплощал идею торжества учения — Ветхого и Нового Завета. На переднем и заднем фасадах второго яруса Микеланджело предполагал установить фигуры пророка Моисея и Святого апостола Павла, а также две аллегорические статуи: «Жизнь деятельная» (направленная на процветание и прославление церкви) и «Жизнь созерцательная» (устремлённая к постижению Божественной истины и к духовному самосовершенствованию). Эти аллегории олицетворяли ветхозаветные персонажи Лия и Рахиль. В последующих, упрощённых вариантах проекта эти статуи Микеланджело перенёс на первый ярус гробницы.

В 1513—1516 годах Микеланджело работал над скульптурами двух «пленников», или «рабов», — «Восставший раб» и «Умирающий раб», и сидящей фигурой Моисея. Грандиозный проект гробницы осуществить не удалось. Юлий II похоронен в Соборе Святого Петра, а часть скульптур несостоявшейся гробницы в 1545 году разместили в условно смонтированном макете в правом трансепте римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святого Петра в веригах») на Эсквилине, которой покровительствовала семья Делла Ровере (из этой семьи происходил папа Юлий).

Стендаль в «Истории живописи в Италии» (1817) впервые назвал «Моисея» «подлинным идеальным портретом папы Юлия II», с ним согласились Ф. Грегоровиус, Г. Ф. Гримм, Г. Тоде А. Вентури. М. Я. Либман продолжил этот тезис, подчёркивая, что образ Моисея является «центральным для всего проекта» и также назвал его «в определённом смысле портретом, физическим и духовным, Юлия II»[2]. Фигура Моисея впечатляет необычайной мощью художественного образа, несмотря на то, что, предназначенная для второго яруса предполагаемой гробницы, и, соответственно, восприятия снизу вверх, в ракурсе, ныне, в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, она установлена крайне неудачно, внизу, на уровне глаз зрителя.