Москва в годы Великой Отечественной войны


Москва́ в го́ды Вели́кой Оте́чественной войны́ — трудный период в истории города Москвы, хронологически связанный с периодом Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

К началу Великой Отечественной войны (ВОВ), Москва представляла собой политический, промышленный, культурный и исторический центр государства с населением около 4-х миллионов 600 тысяч человек. Первым секретарем Московского городского комитета КПСС до войны и в годы войны был генерал-полковник Щербаков Александр Сергеевич (1938—1945), председателями Исполкома Моссовета — Пронин Василий Прохорович (1939—1944) и Попов Георгий Михайлович (1944—1950).

22 июня 1941 года Нацистская Германия напала на Советский Союз. Москва, будучи столицей, стала и военным центром государства.

В первые дни войны в столице проводилась организация её обороны. Формировались дивизии народного ополчения, противовоздушная оборона города. В городе строились баррикады. К концу 1941 года в Москве и Московской области было организовано около 200 военных госпиталей.

В целях защиты от фашистских бомбардировщиков над городом запускались дирижабли, проводилась маскировка зданий[1]. Были перекрашены в чёрный цвет купола соборов, зачехлены звёзды на башнях Кремля, над мавзолеем построено двухэтажное здание, стал неузнаваемым облик Большого театра, на Манежной и Красной площадях были установлены фанерные декорации домов, от Спасских до Боровицких ворот протянута песчаная дорога. Жёлтые фасады кремлёвских зданий перекрасили в серый цвет. Центр Москвы стал неузнаваемым для лётчиков. Всего в Московской зоне обороны было построено 676 км. противотанковых рвов, 445 км. эскарпов и контрэскарпов, около 30 тыс. огневых точек, дзотов и дотов, 1300 км. проволочных заграждений[2].

Первая бомбардировка Москвы произошла 22 июля 1941 года, ровно спустя месяц после нападения Германии на СССР. На Москву было сброшено около 10 тысяч зажигательных бомб. В дальнейшем Москву бомбили с воздуха в основном ночью. От бомбежек жители спасались в бомбоубежищах, подвалах зданий и в метро[3].