Моулд, Джейкоб Рэй


Джейкоб Рэй Моулд (англ. Jacob Wrey Mould; 8 августа 1825, Чизлхерст, Кент — 14 июня 1886, Нью-Йорк) — британский и американский архитектор. Наибольшую известность приобрёл благодаря вкладу в создание Центрального парка в Нью-Йорке. Один из основателей Американского института архитекторов (1857)[1].

Родился 8 августа 1825 года в городе Чизлхерсте, графстве Кент[комм 1][2]. После окончания в 1842 году Королевского колледжа Лондона стал учеником архитектора Оуэна Джонса; вместе с ним два года изучал мавританское искусство в испанской Альгамбре[3]. Совместно с Джонсом спроектировал турецкий кабинет в Букингемском дворце и принял участие в полихромном оформлении Хрустального дворца, построенного для Всемирной выставки 1851 года[4][5]. Иллюстрировал две наиболее значимые работы своего учителя: «Grammar of Ornament» и «Alhambra»[4][3]. Работая с другим известным архитектором — Льюисом Вальями (Lewis Vulliamy), спроектировал парадную лестницу в лондонском особняке Дорчестер-хаус[en][комм 2][5].

В 1853 году Моулд принял приглашение конгрессмена Мозеса Гриннелла[en] переехать в Нью-Йорк, где он должен был построить Унитарную Церковь Всех Святых (англ. All Souls Unitarian Church)[3]. Это здание в византийском стиле, выделявшееся своей полихромной красно-белой кирпичной облицовкой, было закончено в 1855 году и располагалось на углу Четвёртой авеню и 20-й улицы[комм 3][6][7]. Во время выполнения заказа Моулд познакомился с Калвертом Воксом, одним из двух (наряду с Фредериком Олмстедом) победителей конкурса на создание дизайна будущего Центрального парка[3]. Ещё на стадии написания конкурсной работы Моулд создал для неё несколько изображений, а после назначения Олмстеда и Вокса главными архитекторами стройки был назначен помощником последнего[8][9].

Работая в паре с Воксом, Моулд участвовал в проектировке и строительстве большинства архитектурных сооружений Центрального парка того времени, в том числе террасы Бетесда, замка Бельведер и павильона молочных продуктов (The Dairy), а также почти всех мостов[9]. Особого внимания заслуживают резные композиции Моулда на каменных колоннах и ограждениях террасы, каждая из которых является самостоятельным произведением искусства. На балюстраде боковых лестниц этого сооружения художник создал горельефные изображения животных и растений в определённые времена года. Каждый столбик террасы также украшен резной композицией с каким-либо аллегорическим изображением: например, кричащего петуха, совы, ведьмы на метле, открытой Библии, копны пшеницы или сосновой шишки[9][10]. Другое значимое творение Моулда — оформление аркадного зала террасы, соединяющего верхний и нижний уровни. Мастер украсил потолок помещения изразцами с причудливым узором, изготовленными британской компанией Mintons[en]. Стены зала разделили на неглубокие ниши и украсили мозаичным орнаментом в виде арабесок[11].