Муватта имама Малика


Мува́тта има́ма Ма́лика (араб. موطأ الإمام مالك‎) — сборник хадисов-преданий о жизни и поступках исламского пророка Мухаммеда. Автором сборника является выдающийся хадисовед, факих, имам, основатель маликитского мазхаба — Малик ибн Анас аль-Асбахи.

Малик ибн Анас родился в 713 году в районе Зи Марва в Джарфе близ Медины. Его предки были родом из Йемена и занимались торговлей. Отец Малика был мастером по изготовлению стрел. Малик с детства обучался кораническим наукам у своих родственников, среди которых был его родной дядя Абу Сухайль Нафи. Его дед был прославленным знатоком хадисов, считался одним из подлинных рассказчиков (рави) и умер когда Малику было десять лет. Малик изучал фикх у Рабии ибн Абдуррахмана; 13 лет провёл в кружке Абдуррахмана ибн Хурмуза, обучаясь у него и его учеников, в том числе Ибн Шихаба аз-Зухри. Малику посчастливилось посещать собрания Джафара ас-Садика, у которого он почерпнул большие познания.

Особый интерес у Малика ибн Анаса вызывали хадисы Пророка и фетвы его сподвижников. Большое значение в его становлении сыграло то обстоятельство, что живя в Медине, он мог общаться с потомками многих сподвижников пророка Мухаммеда. Он был знаком с доктринами и методологическими подходами, присущими хариджитам, мутазилитам, зейдитам, имамитам и другим группам. Он тщательно изучал учения различных философских школ.

Со временем стал самым авторитетным факихом Медины, которую он почти не покидал из-за тяжёлой хронической болезни. Занимался торговлей шёлковыми тканями. Отказывался от любых административных назначений.

Название книги «Муватта» (араб. موطأ‎) означает лёгкий, доступный[1]. Сборник состоит из 61 тематических «книг» (китаб), которые разделены на «главы» (баб). Одна из самых достоверных версий Муватты от Яхъи аль-Лейси насчитывает 1942 хадиса. Но некоторые составители помимо хадисов учитывают все сообщения в «Муватте», вплоть до примечаний самого имама Малика, и число преданий у них иногда доходит до 3069 (как в версии от Мус’аба аз-Зухри).

«Муватта» имама Малика является одним из первых сборников хадисов, в которых предания определены по разделам (баб), наряду с трудами таких улемов, как Ибн Джурайдж, ар-Раби’ ибн Субайх, Саид ибн Абу Урва, Хаммад ибн Саляма, Суфьян ас-Саури, Абдуррахман аль-Аузаи, Джарир ибн Абд аль-Хамид, Ибн аль-Мубарак, которые жили и записывали хадисы приемрно в одно и то же время (II век по хиджре).