Музей ван Аббе


Музей ван Аббе (нидерл. Van Abbemuseum) — музей модернизма и современного искусства в центре Эйндховена (Нидерланды), на восточном берегу реки Доммел. Основанный в 1936 году он носит имя своего основателя Хенри ван Аббе[2], любителя современного искусства, желавшего подарить его Эйндховену. По состоянию на 2010 год в коллекции музея находилось более 2700 произведений искусства, из которых около 1000 были выполнены на бумаге, 700 картин, а 1000 — скульптуры, художественные инсталляции и видеоработы.

Музей располагает площадью в 9 825 м² и одной из самых больших в мире коллекций Лазаря Лисицкого. Среди прочего в собрании музея также представлены работы Пабло Пикассо и Василия Кандинского. Библиотека музея обладает крупнейшей в Европе коллекция русской книги художника и русских литографированных изданий 1930-х годов — фонд "LS collection", собранная и переданная в дар коллекционерами Альбертом Лемменсом и Сержем Стоммелсом[3].

Первоначальная коллекция музея была приобретена городским советом Эйндховена в 1934 году по соглашению с Хенри ван Аббе, частным коллекционером и местным производителем сигар. В ответ на покупку части его коллекции фабрика Ван Аббе профинансировала строительство здание музея, которое открылось в 1936 году. Оно было возведено по проекту архитектора Александра Крофоллера и представляет собой в плане симметричный набор галерей в традиционалистском стиле. Музей в публикациях примерно до 1990 года именовался как «Stedelijk Van Abbemuseum», после чего получил своё нынешнее название.

Поскольку здание перестало отвечать современным требованиям, поэтому была возведена новая пристройка, включая 27-метровую башню, спроектировано Абелем Каэном. Она была открыта в 2003 году в присутствии королевы Беатрикс.

Первоначальная коллекция музея включала работы Яна Слёйтерса, Карела Виллинка и Исаака Исраэлса среди других, преимущественно нидерландских и бельгийских современных работ. Музей также приобрёл другие произведения искусства у своего основателя Хенри ван Аббе до его смерти в 1940 году.

Коллекция музея наиболее активно развивалась под руководством Эди де Вильде и Руди Фукса[5]. В то время как Эди де Вильде покупал классические модернистские работы Пикассо и других художников, Фукс приобретал произведения художников своего поколения, в частности концептуальные работы из американской и немецкой живописи.