Сербская музыка


Се́рбская му́зыка (серб. Српска музика) — достижения музыкальной культуры сербского народа; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций. Это понятие объединяет сербский музыкальный фольклор[серб.], современную фолк-музыку[серб.], сербскую академическую музыку[англ.] и сербскую духовную музыку.

Богатая музыкальная традиция сербской музыки была заложена в Средневековье. В церквях страны исполнялся цикл разнообразных церковных песен на религиозные тематики, под названием «Восьмигласник» (Октоих). Правители покровительствовали музыкантам.

Сербская музыка развивалась под влиянием Византийской культуры, как во времена Сербской средневековой державы (XII—XV века), так и во время нахождения под властью Турции[1].

Во время турецкого господства официальное музицирование пришло в упадок. Лучше она сохранялась в Воеводине, находящейся в составе Габсбургской монархии. О сербской церковной музыке сохранилось мало сведений. С XVIII века известны церковные песни, которые основывались на образцах XV века[2]. Хотя, есть предположение, что в первой половине XVII века сербское церковное пение было создано на основе поздневизантийской традиции и сербского народного пения (с 1713 года на церковнославянском языке)[3]. Под влиянием русской музыки в сербских драматических произведениях появляется нелитургическая инструментальная музыка и песни. В Белграде, находившемся тогда под властью Австрии, для православного населения в 1721 году была основана греческая певческая школа[4]. В конце XVIII — начале XIX веков в Сремских Карловцах, центре сербской метрополии, зародился карловацкий распев[5][6]. Первое известное печатное издание сербской церковной музыки вышло в 1862—1864 годах в Вене — это «Православное церковное пение сербского народа» (серб. Православно црквено поjaње у србског народа) К. Станковича, содержащее песнопения литургии Иоанна Златоуста, тропари и кондаки праздников[7].

Для сербской народной музыки, как и для музыки многих народов Балкан, характерен диапазон в объёме кварты или квинты, довольно сложная метрика (например, составной повторяющийся метр 7/8, 9/8 и 13/16[8]; часто меняющийся и иногда вообще отсутствующий метр), диатонические попевки с чертами ладовой переменности, встречаются также элементы хроматики (распространённая интонация — ув. секунда; встречаются мелодии, гармония которых выражена терциями[8]); многие мелодии богато орнаментированы. В вокале используется двухголосное или многоголосное пение[9][10]. Народные инструменты используются преимущественно для аккомпанемента при пении и редко — для самостоятельного исполнения[8]. На сербскую народную музыку существенно повлияли византийская и восточная (в особенности турецкая) музыка, на музыку Воеводины — венгерская, хорватская и австрийская.