Надгробный иконостас


Надгробный иконостас (гробовая икона) — комплекс икон (отдельная икона), помещавшиеся над захоронением великого князя, царя или представителя правящего рода[1].

Традиция пришла в Россию из Византийской империи. Известно, что над гробницей Исаака Комнина были помещены иконы Иисуса Христа и Богородицы Космосотирии, портреты его родителей и собственное изображение[1].

В России самое ранние упоминание о гробовой иконе помещено в Воскресенской летописи, которая сообщает, что в 1243 году в псковском Иоанно-Предтеченском монастыре замироточила икона Спаса над гробницей княгини Евпраксии, жены князя Ярослава Владимировича[2]

Русский погребальный обряд XVI—XVII веков отводил особую роль иконам, которые несли перед гробом умершего, целовали при прощании с покойным и затем помещали при гробе. Чаще всего это были иконы Спасителя и Богородицы[1]. Обычно выбирались те иконы, которые усопший почитал при жизни.

На гробницу первого русского царя Ивана Грозного, находящуюся в дьяконнике Архангельского собора Московского Кремля в качестве гробовой иконы был помещён образ Богородицы Иосафовской, которой его благословили при крещении[3]. Позднее, как особую святыню, эту икону поместили на аналое у царских врат.

В царском некрополе Архангельского собора в середине XVII века у гробов также помещались только отдельные иконы. По сообщению Павла Алеппского во время его приезда в Москву в 1654—1656 годах в Архангельском соборе «над каждой гробницей стоит икона, осыпанная множеством драгоценных каменьев, и перед ней светильник, неугасимо горящий»[4]. В том же веке вместо отдельных икон над царскими гробами сформировались довольно большие надгробные иконостасы[5]. Их нижний ряд состоял из царских патрональных икон, над ними помещались мерные иконы, а выше так называемые «гробовые иконы» — образы Спасителя и Богородицы или иные личные иконы усопшего, особо почитавшиеся им[6].