Надзирать и наказывать


«Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» (фр. Surveiller et punir: Naissance de la Prison)[1] — книга, написанная философом Мишелем Фуко (впервые издана в 1975 году). Анализируя социальные и теоретические механизмы, лежащие в основе больших изменений, которые произошли в западной пенитенциарной системе в современную эпоху, Фуко использует в основном исторические документы Франции. Он выступает против идеи о том, что тюрьма стала главной формой наказания благодаря главным образом гуманным идеям социальных реформистов. Фуко прослеживает культурные сдвиги, приведшие к тому, что тюремное заключение стало основной формой наказания. Тюрьма является одним из дисциплинарных институтов, существующих благодаря возникшим в последние века новым технологическим возможностям, проявляющимся, согласно Фуко, и в функционировании таких институтов, как школы, больницы и военные казармы.

В более поздней работе, «Безопасность, территория, население» (фр. Sécurité, territoire et population, 1978), Фуко признаёт, что он несколько переусердствовал в своих описаниях того, как дисциплинарная власть обуславливает общество, но тем не менее развивает свои прежние идеи[2].

Вопрос о тюремном наказании был одним из основных в общественной деятельности Фуко. В 1971 году в результате голодовки «Пролетарских левых» (фр. Gauche prolétarienne), устроенной ради получения ими статуса политических заключённых, Фуко создал «Группу информации о тюрьмах» (фр. Groupe d'information sur les prisons, используется также аббревиатура GIP). Группа была создана совместно с Пьером Видаль-Наке и Жаном-Мари Доменаком (фр. Jean-Marie Domenach). Затем в 1973 году Фуко написал предисловие к книге Сержа Ливрозе (фр. Serge Livrozet) «От тюрьмы к восстанию» (фр. De la prison à la révolte)[3]. Таким образом, хотя книга «Надзирать и наказывать» не касается ситуации в современных французских тюрьмах, она тем не менее является отражением общественной позиции и общественной деятельности Фуко в период написания книги[4].

Основные идеи книги «Надзирать и наказывать» могут быть сгруппированы в соответствии с её четырьмя частями: пытки, наказания, дисциплина и тюрьма.

Фуко начинает с описания двух контрастных форм наказания: кровавой публичной казни Робера-Франсуа Дамьена, который был осуждён за покушение на цареубийство в середине XVIII века, и крайне регламентированного распорядка дня для заключённых тюрьмы с начала XIX века (исправительная колония Меттрэй[англ.]). Эти примеры дают представление о том, насколько глубокие изменения произошли в западной пенитенциарной системе менее чем за столетие.

Фуко хочет дать читателю понять, что привело к этим изменениям. Как западная культура изменилась настолько радикально?