Нацистский оккультизм


Наци́стский оккульти́зм[1] — совокупность оккультных организаций, движений и учений, связанных с немецким национал-социализмом и нацистской Германией. Исследователи расходятся в оценке роли оккультизма в нацистской идеологии[2].

Религиовед Николас Гудрик-Кларк считал, что оккультные доктрины ариософии имели прямое влияние на доктрины национал-социализма через «апокалиптические фантазии», которые завершились хилиастическим обещанием Третьго рейха. С другой стороны, историк Коринна Трейтель (англ. Corinna Treitel) писал, что между нацизмом и оккультизмом не было тесных связей, их отношение характеризовалось «нарастающей враждебностью»[2]. В эту доктрину укладывается отношение к мифу Третьего рейха: вначале поддерживаемый, он был отклонён[3]. Это направление анализировалось Аланом Бейкером (Invisible Eagle, 2000). Тема усложняется тем фактом, что ранние, донацистские фёлькише и пангерманистские расистские группы до и после Первой мировой войны находились под влиянием эзотерических идей. Конструкция арийского мифа с идеей полярного происхождения «нордической расы» имела глубокие корни в европейском романтизме и теософии конца XIX века и была распространена в таких движениях, как ариософия. Несмотря на эту идеологическую близость, Бейкер отмечает, что доказательства вовлечённости Гитлера и других ведущих нацистов в магические практики, очень слабы[4].

Историк Эрик Курландер[англ.] вслед за Питером Штауденмайером (англ. Peter Staudenmaier) считал, что истина лежит посередине: без сомнения, оккультисты играли важную роль на ранних этапах создания НСДАП, «но столь же очевидно», что руководители партии впоследствии активно их преследовали. В «Майн кампф» Гитлер открыто нападает на оккультистов Вальтера Наухауза (Walter Nauhaus) и Рудольфа фон Зеботтендорфа, «блуждающих немецких учёных-расистов… восхищающихся тёмной доисторической эпохой и каменными топорами»[2].

В формировании нацизма большую роль сыграло оккультное Общество Туле, которое занималось мистическими аспектами происхождения германцев. По словам Зеботтендорфа, сказанным в 1933 году, «именно к членам Туле Гитлер пришёл в самом начале, именно люди из Туле первыми присоединились к нему»[5].

Детали членства ведущих нацистов в Обществе Туле являются предметом спора историков; позиции разнятся от утверждений о том, что практически каждый будущий лидер НСДАП состоял в обществе, до мнения, что лишь немногие из них приходили на собрания, и то в качестве гостей. Научный консенсус состоит в том, что, как и Зеботтендорф, Рудольф Гесс, Ганс Франк, Альфред Розенберг, Дитрих Эккарт и Карл Харрер были либо членами общества, либо часто принимали участие в собраниях как гости[5].