На войну


«На войну́» — картина русского художника Константина Савицкого (1844—1905), завершённая в 1888 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4228). Размер полотна — 207,5 × 303,5 см[1][2][3]. Употребляются также другие названия: «Отправка новобранцев на войну»[4][5] и «Проводы на войну»[6][7]. Сюжетной основой произведения послужила сцена расставания уходящих на войну солдат с близкими им людьми, происходящая во времена Русско-турецкой войны 1877—1878 годов[8].

Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов[9]. Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[10][11]. Появление на выставке полотна Савицкого было встречено рядом критических замечаний — в частности, отмечалась его перегруженность слишком большим количеством фигур[12][13]. Были и положительные отзывы — например, художественный критик Владимир Стасов признавал, что, «несмотря на многие недостатки, и в этой картине было много правды и чувства»[14]. Тем не менее под сильным впечатлением от критики Савицкий решил переписать картину, а первую её версию, как выяснилось через много лет, разрезал на части[15].

Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[16], открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге[11][17]. На этот раз картина была встречена более благосклонно: в частности, художник Илья Репин отмечал, что «Савицкого картина „На войну“ очень хорошо вышла»[18], а критик Владимир Стасов писал, что она является «важной страницей в истории русского искусства»[19]. Позднее искусствовед Михаил Сокольников отмечал, что полотно Савицкого «На войну» относится «к значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи»[6].

Константин Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов. Первые замыслы, связанные с будущим полотном, появились у художника, когда он был за границей[9]: в 1876 году Савицкий, находившийся в то время в Париже, продемонстрировал эскиз к картине художнику Алексею Боголюбову, а тот, в свою очередь, показал его Александру Александровичу, будущему императору Александру III. В процессе работы над картиной Савицкий использовал множество этюдов, которые были написаны им в Динабурге, в Москве, под Петербургом и в других местах[20]. В письме к художнику Ивану Крамскому, датированном 22 декабря 1878 года, Савицкий писал: «Много бы дал, чтобы кто-нибудь из друзей по душе побеседовал со мной насчёт картины, которую пишу теперь. Тьма-тьмущая вопросов, которые перебираешь в голове втихомолку, и ответа на них нет»[21].


Фрагменты окончательного варианта картины «На войну» (1888)

Группа прощающихся в левой части картины
Центральная группа: солдаты уводят призывника от жены и родных
Крестьянин у телеги и прощающиеся в толпе

Этюды к первому варианту картины «На войну» (1880)

Крестьянин у телеги
Три идущих крестьянина
Две старухи

Фрагменты первого варианта картины «На войну» (1880)

Группа солдат с гармонистом и скрипачом
Группа прощающихся с новобранцем
Группа прощающихся
Солдаты, идущие по дебаркадеру
Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги