Неделя о мытаре и фарисее


Неде́ля о мы́таре и фарисе́е (Неде́ля мы́таря и фарисе́я, греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου) — первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православной церкви; начало богослужений с использованием песнопений Постной Триоди.

В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 89-е (Лк. 18:9—14), притча о мытаре и фарисее, откуда и берётся название этого дня (на церковно-славянском «неде́ля» — это воскресенье). В притче рассказывается о двух людях, вошедших в Храм. Один из них был ревностным фарисеем, тщательно выполнявшим предписания Моисеева закона. Войдя в Храм, фарисей перечислял свои внешние добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоящего рядом мытаря: «Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь». А другой вошедший был мытарем, то есть сборщиком дани для римского императора. В тот период Палестина входила в состав Римской империи и иудеи были вынуждены платить подати оккупантам. Соответственно, сборщики податей в пользу оккупантов (мытари), имели особый статус в иудейском обществе. Во-первых, они считались коллаборационистами, предателями своего народа. Кроме того, мытари очень часто злоупотребляли своим положением и обирали своих же соплеменников (например, Закхей-мытарь), поэтому среди иудеев мытари слыли как корыстные и грешные люди. Помимо этого, сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейским религиозным законам, подати следовало платить только в Храм, единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от синагоги[1].

Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие. (Мф. 21:31)

В притче Спасителя мытарь, в противоположность фарисею, в глубоком смирении не смел поднять голову, а бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние, произнося свою молитву: «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному». В конце притчи Спаситель говорит, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из Храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей. Притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию», Он хотел сказать, что «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18:9—14). «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Из Евангелия известно, что евангелист Матфей, один из двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10:3).