Немчинова, Вера Николаевна


Ве́ра Никола́евна Немчи́нова (1899—1984) — русская, французская и американская балерина и балетный педагог.

Вера Немчинова родилась 14 (26) августа 1899 года в Москве. В возрасте десяти лет начала учиться балетному искусству у частного преподавателя Е. И. Нелидовой. С 1915 года жила за границей. Непродолжительное время училась у Элизабет Андерсон. В том же 1915-м, после трёх месяцев обучения с новым преподавателем, Немчинова познакомилась с Сержем Григорьевым, который нанял её в труппу Дягилевского балета[1]. В составе этой труппы балерина танцевала более десяти лет. Её первыми выступлениями стали Мазурка и Па-де-де (с Александром Гавриловым) в «Шопениане» в 1916 году.

В 1923 году С. П. Дягилев поручил французскому композитору Ф. Пуленку написать балет. Пуленк, хотя и был авангардистом, выбрал в качестве источника вдохновения идиллические декорации художника XVIII века А. Ватто. Балет, в котором Немчинова исполнила главную партию, получил название «Ла́ни» (Les Biches, пост. Б. Ф. Нижинской). Его премьера с триумфом прошла 6 января 1924 года. В том же году Дягилев, называвший Немчинову «маленькая Вера», удостоил её титула прима-балерины.

Известна история о споре между Немчиновой и Дягилевым из-за костюма девушки в синем из балета «Лани». Дягилев увидел, как балерина моделирует синюю куртку, которая изначально была гораздо длиннее, и, приказав Григорьеву принести ему ножницы, собственноручно принялся перекраивать костюм: отрезал воротник, сделав глубокий вырез, а затем укоротил до бёдер полы юбки. Когда Немчинова пожаловалась, что чувствует себя голой, он невозмутимо заявил: «Тогда идите и купите себе пару белых перчаток»[2]. Так перчатки стали частью хореографии. Позже Немчинова рассказывала, что Дягилев также не хотел, чтобы она носила головной убор.

Впоследствии Немчинова выступала с Леонидом Массином, Джорджем Баланчином, другими танцовщиками[3]. Она первой исполнила главные партии в «Искушениях пастушки» (1924), «Матросах» (1925), танцевала в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Коппелия», «Волшебная лавка», «Пульчинелла» и др. Из-за технического превосходства Немчиновой в выполнении фуэте Антон Долин настаивал, чтобы балерина добавила их в третье действие «Лебединого озера» после па-де-де белого лебедя; Немчинова всегда считала, что эта вставка омрачает балет, но общая её артистичность компенсировала ущерб, причинённый хореографии Л. И. Иванова.

В 1927 году Немчинова вместе с Антоном Долиным и Анатолием Обуховым создала собственную труппу «Немчинова-Долин Балле», выступала с ней в Театре Елисейских полей с концертами (1928) и гастролировала по Европе, пока Долин не покинул компанию, чтобы вернуться в «Русский балет». Перед отъездом Долин поставил хореографию «Рапсодия в синем» для Немчиновой. Дягилев не любил такую музыку, он с неприязнью относился к джазу и считал его непригодным для балета.