Ният


Ният (араб. نية‎) или в соответствии с принятой в востоковедческих кругах транслитерацией нийат — понятие в исламском праве. «Ният» переводится как «намерение», «мотивация», «интенция» и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.

Одним из наиболее известных хадисов, приводимых в суннитских (аль-Бухари, Муслим, Канз аль-Уммал) сборниках, является следующее изречение Мухаммада:

Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), сказал: «Поистине, дела [оцениваются] только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся[1].

Данный хадис также приводится в трёх трудах суннитского учёного ан-Навави. Это «Сады праведных» («Рийад ас-салихин»), «Поминания» («Аль-Азкар») и «Сорок хадисов ан-Навави» («Аль-арба’уна хадисан ан-нававиййа»), в котором ан-Навави, в частности, цитирует высказывание одного из суннитских учёных Абу Дауда:

Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это — дело, либо скрытой, и это — намерение[2].

Ан-Навави также приводит комментарий основателей двух из четырёх канонических суннитских мазхабов — Ахмада ибн Ханбала и аш-Шафии: