Новеченто


«Новечéнто» (итал. Novecento — «XX век») — неоклассическое течение в итальянском искусстве начала XX века. Название течения возникло по ассоциации с классическими наименованиями периодов развития итальянской культуры (кватроченто, чинквеченто), но создаёт особенную игру слов, позволяющую читать: «девятисотые годы» и «новосотые годы» (nove — девять, novita — новость, новинка)[1].

Идеи нового течения в итальянском искусстве, главным образом в живописи, были провозглашены в 1922 году писательницей, журналисткой, редактором социалистической газеты «Avanti!» (Вперёд!) и возлюбленной Бенито Муссолини, Маргеритой Сарфатти. Программа нового искусства предполагала возвращение от модернистских течений футуризма и экспрессионизма к «подлинному реализму» и «национальному классицизму» как истинному культурному наследию Италии, сложившемуся в эпоху итальянского Возрождения[2].

Авангардистские течения осуждались как чуждые национальному чувству итальянцев, а непререкаемым образцом предлагалось считать искусство итальянского Возрождения. Соответствующие воззвания, написанные Сарфатти, публиковались в выпусках газеты «Avanti!» и, позднее, звучали в выступлениях Муссолини[3]. В дальнейшем после разрыва отношений с Маргаритой Сарфатти, став диктатором, Бенито Муссолини сам возглавил художественное течение «национального итальянского искусства», термин «новеченто» вошёл в официальный лексикон фашистского режима и тем самым приобрёл негативное значение в истории искусства XX века.

В 1922 году в Милане была образована группа художников «Nostro Novecento» («Наши девятисотые»), обязавшихся воплотить провозглашённую социалистами художественную программу. В группу вошли семь живописцев: Ансельмо Буччи, Леонардо Дудревилль, Джан-Эмилио Малерба, Пьетро Маруссиг, Марио Сирони,Убальдо Оппи, Акилле Фуни. Художники впервые выставили свои работы в декабре 1922 года в Миланской галерее Пезаро. В 1924 году на Биеннале в Венеции группа новечентистов показала новые произведения (за исключением У. Оппи). К ним примкнули другие художники, жаждавшие перемен в искусстве и общественной жизни. Участников объединили идеи «католического возрождения». Художественную основу новеченто составили рационализм и неоклассицизм, понимаемые как способы «возвращения к порядку». Живописцы и скульпторы стремились вернуться к ренессансной классике, восстановить преемственность национальной культуры, прерванную космополитическим искусством авангарда начала XX века. Новечентисты группировались вокруг журнала того же названия, основанного в 1926 году писателем и журналистом Массимо Бонтемпелли. Члены группы выступали против академизма и формализма, одновременно объявив войну модернизму, эстетизму, сентиментализму и символизму. Они провозгласили возврат к простоте образов и «суровой правде героев и мифов, достойных XX века».