Нормальная школа


Норма́льная шко́ла (фр. école normale) ― учебное учреждение, нацеленное на подготовку выпускников средней школы к работе в качестве учителей путём обучения их педагогической науке и учебным программам. Большинство таких школ, где они все ещё существуют, теперь именуются «педагогическими колледжами» или могут быть реорганизованы в качестве университета. Нормальные школы в США и Канаде готовили учителей для начальных школ, в то время как в континентальной Европе аналогичные колледжи готовили учителей для начальных и средних школ[1].

В 1685 году Сен-Жан-Батист де Ла Саль, основатель Института братьев христианских школ, основал в Реймсе, Франция, то, что обычно считается первой нормальной школой, École Normale. Термин «нормальный» здесь отсылает к цели этих учреждений: они должны прививать и укрепить определённые нормы в умах учащихся. Под «нормами» понимались поведенческие практики того времени, а также господствующие социальные ценности, идеологии и доминирующие нарративы, которые и должны были преподаваться в учебных программах.

Первая общественная нормальная школа в Соединённых Штатах была основана в Конкорде, штат Вермонт, Сэмюэлем Ридом Холлом в 1823 году. В 1839 году первая поддерживаемая государством нормальная школа была основана Содружеством Массачусетса в районе Лексингтон Батл-Грин; позднее она была реорганизована в Государственный университет Фрамингема. Первая современная школа подготовки учителей в Китае была основана педагогом Шэн Сюаньхуай в 1895 году как нормальная общественной школы Наньян (ныне Шанхайский университет Цзяо Тонга) в Шанхае во времена династии Цин[2].

Многие универсальные общественные или поддерживаемые государством университеты, такие как Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе в Соединённых Штатах и Пекинский педагогический университет в Китае, были созданы и длительное время функционировали как нормальные школы, но затем расширили поле своей деятельности и превратились в исследовательские университеты. Некоторые из этих университетов, особенно в Азии, сохраняют слово «нормальный» в своём названии, отдавая дань истории. В Канаде большинство нормальных школ в итоге было преобразованы в педагогические факультеты университетов, предлагая степень бакалавра педагогики, которая осваивается за один или два года обучения, хотя для подготовки к получению такой степени ещё требуется как минимум три (обычно четыре) года предварительного обучения в бакалавриате.

Термин «нормальная школа» возник в начале XVI века во французском языке ― école normale[3]. Концепция школы заключалась в том, чтобы учредить образцовую школу для обучения учителей передовым методам преподавания. Обучаемые дети, их учителя и учителя учителей часто находились вместе в одном здании.