Ноэ, Гаспар


Гаспа́р Ноэ́ (фр. Gaspar Noé; род. 27 декабря 1963, Буэнос-Айрес, Аргентина) — французский и аргентинский кинорежиссёр и сценарист. Мировую известность получил в 2002 году после выхода фильма «Необратимость» с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем в главных ролях[1]. Неоднократный участник конкурсных программ ведущих международных кинофестивалей.

Родился в Буэнос-Айресе в семье художника испанского происхождения Луиса Фелипе Ноэ[исп.] (исп. Luis Felipe Noé) и социальной работницы Норы Мёрфи (исп. Nora Murphy[2]). Детство провёл в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке, в 12 лет вместе с родителями переехал во Францию, в Париж. В 17 лет поступил в Колледж Луи Люмьера, окончил его, однако вместо занятия кинематографом решил продолжить образование на факультете философии в Университете Парижа.

В 1985 году устроился на должность ассистента аргентинского режиссёра Пино Соланаса на съёмках фильма «Танго. Изгнание Гарделя». На съёмках познакомился со своей будущей женой Люсиль Хадзихалилович. Немногим позже снял свою первую 18-минутную картину «Тингарелла ди Луна». В 1988 году вновь выступил в роли ассистента при съёмках фильма Пино Соланаса «Юг».

В 1991 году снял короткометражный фильм «Падаль», который принял участие в ряде конкурсных программ Каннского фестиваля и заслужил положительные отзывы критиков[3]. К 1993 году решил снять расширенную версию этого фильма, однако, столкнувшись с проблемой финансирования, отказался от задуманного. В 1995 году пробовал себя в качестве клипмейкера и редактора телевизионных программ на канале Canal+. В 1997 году по просьбе своего друга, режиссёра Яна Кунена, сыграл эпизодическую роль в фильме «Доберман».

В 1998 году снял первый полнометражный фильм «Один против всех». Фильм был представлен в Каннах в 1998 году, где выиграл премию Mercedes-Benz Award, а также специальную премию, учреждённую рядом журналистов Франции[4].

В августе 2001 года закончил съёмки фильма «Необратимость», главные роли в котором сыграли Моника Беллуччи, Венсан Кассель и Альбер Дюпонтель. Фильм представляет собой нарезку из тринадцати эпизодов различной длины. Это история беременной женщины и её бойфренда, рассказанная в обратном хронологическом порядке: от трагического финала зритель движется к моменту, когда герои были счастливы и безмятежны. На протяжении картины периодически звучит фраза, которая в финале и подводит ему итог: «Время разрушает все» («Le temps detruit tout»). Показанный в 2002 году в рамках конкурсной программы на Каннском фестивале[5], фильм вызвал скандал из-за наличия двух сцен: девятиминутного изнасилования (снятого одним планом) героини Алекс (Моники Беллуччи) и жестокого убийства клиента гей-клуба.