Обь (дизель-электроход)


«Обь»советский дизель-электроход, транспортное судно ледового класса, флагман Советских Антарктических экспедиций (САЭ) в 19551975 годах, приписанный к Мурманскому морскому пароходству.

Дизель-электроход «Обь» был спущен на воду 10 октября 1953 года году на верфи «Де Шельде» во Флиссингене (Нидерланды)[1], где строился под наблюдением советских инженеров. «Обь» — второй дизель-электроход в серии судов типа «Лена». Водоизмещение судна с полным грузом и запасами — 12 500 т, грузоподъёмность — 5 тыс. т. Четыре дизель-генератора давали ток на электромотор, вращавший гребной вал, и развивали мощность в 7 тыс. э. л. с. Тяжёлый, массивный винт из нержавеющей стали мог противостоять самым тяжёлым арктическим льдам. Корпус судна имел ледовый пояс повышенной прочности, что обозначается Регистром символом УЛА (усиленный ледовый арктический). Помимо этого, судно имело наклон бортов на 8° от вертикали. Это обеспечивало при ледовом сжатии подъём корабля и направляло движение льда под корпус судна по принципу, заложенному при строительстве ледоколов у знаменитого нансеновского «Фрама». Наибольшая длина дизель-электрохода «Обь» — 130 м, ширина — 18,8 м, осадка — 8,2 м[2]. На твиндечной палубе судна были размещены пассажирские каюты для перевозки участников экспедиции, на корме построена вертолётная площадка.

Вскоре после постройки, в 1955 году, дизель-электроход переоборудован на Рижском судоремонтном заводе в экспедиционно-исследовательское судно[3]. Для проведения научных исследований на нём было оборудовано девять лабораторий: гидрологическая, метеорологическая, геофизическая, гидрохимическая, биологическая и ряд других[4].

Благодаря довольно полным обводам максимальная скорость хода при работе двух электромоторов не превышала 15 узлов. Судно хорошо работало во льдах и, несмотря на один винт, обладало хорошей манёвренностью. Оно было исключительно мореходным и могло выдержать сильнейшие штормы. Большие запасы топлива и воды, хорошая оснащённость электрорадионавигационными приборами и наличие мощной радиостанции обеспечивали возможность длительного автономного плавания.

Именно благодаря своим мореходным качествам дизель-электроход «Обь» стал флагманским судном 1-й Комплексной Антарктической экспедиции, стартовавшей в Калининграде 30 ноября 1955 года[5].

Первым антарктическим рейсом дизель-электрохода «Обь» руководил опытный капитан дальнего плавания И. А. Ман, член коллегии Министерства морского флота СССР, занимавший тогда должность главного ревизора безопасности мореплавания (он оставался капитаном «Оби» и во время двух следующих её рейсов в Антарктику — в составе 2-й и 3-й САЭ). 14 декабря 1955 года к берегам Антарктиды отправился дизель-электроход «Лена», а позднее — «Рефрижератор № 7».