Орлеанский процесс 1022 года


Орлеанский процесс 1022 года — судебное рассмотрение королём Франции Робертом II Благочестивым и собором епископов обвинений в ереси, выдвинутых против клириков храма Святого Креста в 1022 году. Первый процесс против еретиков на Западе со времён Римской империи, суд в Орлеане возобновил практику сожжений на кострах, не применявшуюся к инаковерующим в течение 6 столетий.

Согласно монаху Павлу из Сэн-Пэр-дё-Шартр, на суде состоялся спор между епископами и еретиками. Еретики отвергли непорочное зачатие и исповедали веру в духовного Иисуса — не осквернившего себя плотью и не страдавшего на кресте. Слова еретиков побудили ряд исследователей отнести их к христианским дуалистам — единомышленникам богомилов и предшественникам катар.

Источники об Орлеанской ереси состоят из ранних — эпистолярных — и поздних — нарративных. Эпистолярные свидетельства представляют собой краткие сообщения о казни еретиков и характере их учения. Целостная картина ереси представлена в нарративных сочинениях Адемара Шабанского, Рауля Глабера, Андре из Флёри и Павла из Сэн-Пэр. Необходимо отметить, что информация об Орлеанской ереси из разных источников противоречива, и не существует сведений, что, прежде чем записать её, кто-то из авторов присутствовал на процессе 1022 года.

Все свидетельства едины в том, что разоблачение Орлеанских еретиков произошло неожиданно для современников. Лидеры ереси Стефан и Лизой пользовались влиянием в столице королевства — Париже. Лизой был знаком с королём Франции Робертом II Благочестивым, а Стефан являлся исповедником его жены Констанции Арльской. Все авторы сходятся в том, что обвинения в ереси противоречили репутации подсудимых, которые считались «образованнейшими и благочестивейшими во всем городе».

Некоторые современные исследователи предполагают, что высокая репутация Орлеанских клириков понижает вероятность того, что они исповедовали ересь.

Современные событиям писатели настаивали на обратном. По их словам, в королевстве были просто возмущены двуличием еретиков: королева Констанция выколола глаз своему исповеднику, а епископ Одальрик приказал выкопать тело одного из еретиков, считавшегося набожным католиком, и выбросить с христианского кладбища.