Остров сокровищ (фильм, 1982)


«Остров сокровищ» — советский трёхсерийный (до перемонтажа — четырёхсерийный) телефильм, экранизация одноимённого романа Р. Л. Стивенсона, третья из созданных в СССР после фильмов 1937 и 1971 годов. Снят режиссёром Владимиром Воробьёвым на киностудии «Ленфильм»[1].

Англия, середина XVIII века. Юный Джим Хокинс и его старшие друзья — доктор Ливси и сквайр Трелони — случайно стали обладателями карты капитана Флинта, на которой указаны координаты острова в Атлантическом океане, где спрятаны его сокровища. На шхуне «Испаньола» они начинают опасное плавание к далёкому острову, не догадываясь, что вместе с ними за сокровищами, прикинувшись корабельным коком, отправился Джон Сильвер — профессиональный пират с большим опытом.

Фильм представляет собой почти буквальную экранизацию романа, местами используя отрывки из других произведений Стивенсона — в частности, рассказ Билли Бонса про морского дьявола был взят из повести «Весёлые молодцы».

Отступления от авторского текста сделаны либо из-за технических ограничений (в частности, в фильме отсутствует эпизод погони Джима за «Испаньолой» на ялике), либо для придания фильму большей зрелищности у подростковой аудитории. Так, Чёрный Пёс одет по канадской моде и вооружён верёвкой, которую ловко метает в своих противников, Бен Ганн вооружён духовой метательной трубкой, сцена штурма форта решена в комедийном ключе, а сокровища хранятся в пещере со скелетами. В этих же целях присутствуют исторические анахронизмы, так, дамы в Бристоле носят причёски A-la Belle Poule, введённые в моду королевой Марией-Антуанеттой в 1778 году, намного позже описываемых событий, в честь памятного боя одноимённого французского фрегата.

В то же время, финал фильма относительно судьбы Джона Сильвера отличается от содержания книги: в романе Сильверу удаётся сбежать с «Испаньолы», прихватив небольшую часть сокровищ, в фильме же Бен Ганн случайно убивает его на борту шхуны отравленной стрелой.

Исполнителю роли Джима Фёдору Стукову во время съёмок было всего 9 лет. Задействование в главной роли мальчика столь юного возраста противоречит основному мотиву романа — становлению личности подростка (хотя в романе возраст Джима не указан, но его психология соответствует мальчику в возрасте 12—13 лет).