Пайман, Клаус


Клаус Пайман (нем. Claus Peymann; род. 7 июня 1937[1][2][…], Бремен) — немецкий театральный режиссёр. С 1999 года — художественный руководитель театра «Берлинер ансамбль».

Клаус Пайман начинал свою режиссёрскую карьеру в университетском театре в Гамбурге, с 1966 года работал во Франкфурте-на-Майне.

В 1970 году вместе с Петером Штайном принял участие в создании театра «Шаубюне» в Западном Берлине. Вместе со Штайном поставил пьесу Б. Брехта «Мать», однако уже в 1971 году покинул «Шаубюне», не согласившись со штайновской концепцией «театра права голоса» (Mitbestimmungstheater), предполагавшей участие всех членов творческого коллектива и технического персонала в принятии решений, в том числе и по вопросам репертуарной политики[3].

После ухода из «Шаубюне» Пайман в течение нескольких лет был свободным режиссёром. С 1974 по 1979 год он занимал пост артистического директора в штутгартском «Шаушпиле».

В 1979 году сменил Петера Цадека на посту интенданта бохумского «Шаушпильхауза». Здесь Паймен получил признание как один из ведущих режиссёров Западной Германии[3].

В 1986 году возглавил венский Бургтеатр. Театр с более чем 200-летней историей он переориентировал на современный репертуар, что у многих вызывало недовольство, особенно постановки острых пьес Томаса Бернхарда, в котором Пайман нашёл своего драматурга[3]. Впервые он поставил пьесу Бернхарда «Вечеринка для Бориса» (нем. Ein Fest für Boris) ещё в 1970 году в Гамбурге и с тех пор не расставался с его драматургией, став первым интерпретатором многих его пьес. Бернхард посвятил режиссёру свою последнюю пьесу — «Клаус Пайман покупает себе брюки…» (нем. Claus Peymann kauft sich eine Hose und geht mit mir essen), которая идёт в настоящее время на сцене театра «Берлинер ансамбль»[4].