Пакстон, Том


Том Пакстон (Tom Paxton, 31 октября 1937, Чикаго, Иллинойс) — американский автор-исполнитель, один из ведущих представителей фолк-сцены 1960-х годов, оказавший заметное влияние на её развитие. Пакстон, которого (согласно Allmusic) можно считать основным «долгожителем» движения фолк-возрождения, зародившегося в Гринвич Виллидж, был во многом ближе к поколению фолк-исполнителей конца 1950-х годов, таких, как Дэйв ван Ронк, чем к фолкстерам нового десятилетия (Бобу Дилану или Филу Оксу). Но, как Дилан с Оксом (и в отличие от предшественников), Пакстон был активно вовлечён в левое движение и стал автором многих знаменитых песен протеста. С другой стороны, подобно Питу Сигеру (и в отличие от Дилана) Паксон никогда не собирался переходить в мейнстрим и ни разу не взял в руки электрогитару[2].

Пакстон, многие песни которого («The Last Thing on My Mind», «What Did You Learn in School Today?», «Bottle of Wine», «Whose Garden Was This?», «The Marvelous Toy», «Ramblin' Boy» и др.) становились известными в исполнении известнейших музыкантов жанра (Пит Сигер, The Weavers, Джуди Коллинз, Джоан Баэз, Гарри Белафонте, Peter, Paul and Mary, The Kingston Trio, и др.) в 2009 году получил Grammy за вклад в развитие музыки (Grammy Lifetime Achievement Award)[3][4].

Томас Ричард Пакстон родился 31 октября 1937 года в Чикаго, Иллинойс, в семье химика-самоучки Берта Пакстона и его жены Эстер[5]. Детство Тома Пакстона прошло в Викенбурге, штат Аризона; именно здесь он впервые познакомился с фолк-культурой, открыв для себя музыку Бёрла Айвза[6]. В 1948 году семья переехала в Бристоу, штат Оклахома, город, который он впоследствии считал для себя родным.

Пакстон начал играть на трубе, затем на укулеле, наконец летом 1954 года получил в подарок от тёти свою первую гитару. В 1955 году он поступил в университет штата Оклахома в Нормане (по специальности драматического искусства), закончил его в 1959 году, затем год спустя поступил на службу в армию резервистом и был расквартирован в Форт-Дикс, Нью-Джерси. Это позволило ему регулярно приезжать в Нью-Йорк; здесь начались его первые выступления на сцене самодеятельных фолк-вечеров в клубах Гринвич-Виллидж, таких как Gaslight и Bitter End. Первые его песни стали публиковаться в журналах Broadside и Sing Out!. Демобилизовавшись в сентябре 1960 года, Пакстон поселился в Нью-Йорке и попытался присоединитбся к Chad Mitchell Trio; сделать этого ему не удалось, но группе и её музыкальному директору Милту Окуню (Milt Okun) понравились песни музыканта, и последний представил его издательской компании Cherry Lane. 19 марта 1962 года трио Чеда Митчелла исполнило композицию Тома Пакстона «Come Along Home (Tom’s Song)» в клубе Bitter End, а затем запись была включена в концертный альбом The Chad Mitchell Trio at the Bitter End, вышедшим на Kapp Records летом того же года[2].