Peter, Paul and Mary


Peter, Paul and Mary — американское фолк-трио, образовавшееся в Нью-Йорке в 1961 году в составе: Питер Ярроу, Пол Стуки и Мэри Трэверс, ставшее (согласно Allmusic) самой популярной фолк-группой 1960-х годов и оказавшее значительное влияние на развитие жанра[1]. Впоследствии Peter, Paul and Mary не сдали позиций, оставшись в истории современной музыки одним из самых долговечных и последовательных в своём творчестве коллективов. Характерным фактором, обусловившим отличие трио от основных конкурентов, в частности, The Kingston Trio и The Brothers Four, стала многолетняя связь с одним и тем же крупным лейблом Warner Bros.[1].

Двенадцать альбомов Peter, Paul and Mary входили в Billboard 200, два первых (в 1962 и 1963 годах) поднимались до 1 места в списках[2]. Из 19 попаданий в первую сотню американского хит-парада синглов наивысшим оказалось «Leaving on a Jet Plane» (#1, 1969)[3]. В 1962—1969 годах группа получила пять премий Grammy[4].

После смерти Трэверс в 2009 году Ярроу и Стоуки продолжили выступать в качестве дуэта под своими именами[5].

Peter, Paul and Mary формально считаются частью фолк-возрождения 1960-х годов, но истоки их творчества уходят вглубь 1940-х годов, когда возникли The Weavers, первая популярная фолк-группа, ставшая не только культурной, но и социальной силой в Америке. The Weavers распались в конце 1952 года, познав наряду с фантастическим коммерческим успехом и полную обструкцию, но оставили глубокий след в популярной американской культуре. С одной стороны, в маленьких клубах и студенческих городках возникло массовое движение folk revival, служившее своего рода досуговой формой популярной культуры. С другой — стала формироваться качественно иная, политически ориентированная фолк-сцена. Последняя существовала как андеграундное явление, пробиваясь наружу лишь в отдельных островках, таких, как Гринвич-виллидж в Нью-Йорке[1].

Лидерами «развлекательного» крыла фолк-сцены стали сначала Easy Riders, затем их последователи: The Kingston Trio, The Limeliters, The Brothers Four и The Highwaymen, мужские трио и квартеты, создававшие гладкий, почти глянцевый фолк. Но вернулись и ветераны: Пит Сигер и воссоединившиеся Weavers, Эд Маккёрди, Оскар Бранд. Появился феномен фолк-биг-бэнда: лидеры жанра, New Christy Minstrels и Serendipity Singers исполняли фолк в усложнённых аранжировках и оркестровом формате. На этом фоне и возникли в 1961 году собранные менеджером Албертом Гроссманом Peter, Paul and Mary. О влиянии The Weavers, с одной стороны, говорила сама Мэри Трэверс[6]. С другой — в документальном фильме Peter, Paul & Mary: Carry It On — A Musical Legacy участники The Weavers отмечали, что именно Peter, Paul and Mary «подхватили факел» протестного фолка в 1960-х годах[1].