Палаццо Лабиа


Палаццо Лабиа (итал. Palazzo Labia) — дворец в Венеции в сестиере (районе) Каннареджо, находится недалеко от слияния Канале ди Каннареджо и Гранд-канала напротив церкви Сан-Джеремия (San Geremia). Построенный в XVII—XVIII веках, это один из последних «великих дворцов» Венеции. Главная достопримечательность палаццо — цикл фресок Бального зала, посвященный «Истории Антония и Клеопатры», созданный в 1746—1747 годах по заказу братьев Анджело Мария и Паоло Антонио Лабиа выдающимся художником венецианской школы Джованни Баттиста Тьеполо[1].

Дворец построен в стиле барокко в начале XVIII века для семейства Лабиа, родом из Каталонии, из Жироны, и вошедшего в круг венецианской аристократии довольно поздно, в 1646 году, благодаря тому, что члены семьи внесли крупную сумму (около ста тысяч дукатов) на Кандийскую войну с Османской империей. Семья обладала значительным богатством, которое тратила на роскошные празднества и строительство своего дворца. Великолепный дворец был призван подчеркнуть важность семьи Лабиа для старых патрициев. С этой целью и были заказаны братьями Анджело Мария Лабиа и Паоло Антонио Лабиа фрески самому знаменитому живописцу Венеции.

Относительно мало известные архитекторы Андреа Коминелли, Алессандро Треминьон и его сын Паоло, которым около 1700 года было поручено строительство, работали под влиянием Бальдассаре Лонгены. Фасады, обращенные к каналам, с рустовкой первого этажа, арочными окнами и балюстрадами балконов, отражают стиль венецианского сеттеченто (искусства XVIII века). На фасадах имеются скульптурные изображения орлов из герба семейства Лабиа[2].

Бальный зал, или «Салон празднеств» (Salone delle Feste), является двусветным (высотой в два яруса, но с «ложными окнами») и полностью украшен фресками на тему романтической истории консула Марка Антония и египетской царицы Клеопатры, созданными в 1746—1747 годах Джованни Баттиста Тьеполо.

Росписи обрамлены архитектурными элементами в стиле «trompe-l'œil» («обмана зрения») или «квадратуры», с имитацией дверных и оконных проёмов, выполненными Джироламо Менгоцци-Колонна. В этих иллюзорных обрамлениях мы видим композицию торжественного приёма Антония египетской царицей, а с расписных балконов и «верхних окон» за этой сценой как бы наблюдают подданные Клеопатры. Считается, что моделями для этих фигур послужили члены семьи Лабиа. В изображённой художником сцене пира Клеопатра, согласно легенде, растворяет свою бесценную жемчужину в кубке с вином, демонстрируя Антонию своё богатство. Предположительно, прообразом египетской царицы стала хозяйка палаццо Мария Лабиа, урождённая Сивран, но документального подтверждения этой прозрачной метафоры не существует.