Лонгена, Бальдассаре


Бальдассаре Лонге́на (итал. Baldassarre Longhena; 1596 или 1597, Венеция — 18 февраля 1682, Венеция) — итальянский архитектор и скульптор Венецианской республики, один из самых известных представителей венецианской архитектуры эпохи барокко[6].

Родившийся в Венеции, старший сын каменщика (возможно и архитектора) Мелхиседека Лонгены и Джакомины (оба выходцы из Брешии), Лонгена учился у архитектора Винченцо Скамоцци, ученика и последователя Андреа Палладио. После смерти Скамоцци завершил в 1640 году здание Новых Прокураций на южной стороне площади Сан-Марко.

Изучение творчества Андреа Палладио и Себастьяно Серлио, а также покровительство знатной семьи Контарини способствовали его художественному образованию и служебной карьере. В 1640—1682 годах Лонгена служил в должности государственного архитектора Венеции (architetto di Stato di Venezia); в его «бюрократическую» деятельность входила подготовка писем, ведение строительной документации и финансового учёта. Его архитектурная работа совпала со временем творчества трёх его великих современников в Риме: Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини и Пьетро да Кортона[7].

В свои двадцать с небольшим лет он прославился реконструкцией дворца Малипьеро на Гранд-канале (1621—1622) и радикальной перестройкой Палаццо Джустиниан-Лолин, также в районе Сан-Марко на Гранд-канале (1623).

Наибольшее влияние на индивидуальный стиль Лонгены оказали два выдающихся мастера итальянского чинквеченто (XVI века): Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Полностью погрузившись в эстетику барокко своего времени, архитектор сумел сохранить специфику венецианской архитектурной школы, придать своим постройкам необходимую пышность и светотеневые эффекты, которые можно найти, прежде всего, в его бесспорном шедевре — базилике Санта-Мария-делла-Салюте (1631—1681). Эта церковь является одной из самых известных достопримечательностей города. Главный вход, созданный по образцу римской триумфальной арки, позднее воспроизводили многие архитекторы Венеции.

Лонгена проектировал и другие церкви в городе, в том числе Кьеза-дель-Оспедалетто и Санта-Мария-ди-Назарет, или Церковь Скальци, построенные между 1660 и 1689 годами, хотя фасад последней церкви был перестроен Джузеппе Сарди Венецианцем (1624—1699). Он также проектировал Палаццо Беллони-Баттаджа с видом на Большой канал.