Санта-Мария-делла-Салюте


Церковь Санта-Мария делла Салюте (итал. Chiesa di Santa Maria della Salute — Церковь во имя Святой Марии Спасительницы) — приходская церковь (chiesa), возведённая в ранг «малой базилики» (Minor Basilica)[1] в Венеции на Гранд-канале в районе Дорсодуро. Церковь называют базиликой, хотя её главная архитектурная особенность заключается в том, что она имеет не базиликальный план, а представляет собой редкий для Венеции образец центрического церковного здания.

Построена в 1631—1687 гг. в память избавления города от чумы 1630—1631 годов (итал. salute  — здравие, спасение, избавление). Чума унесла около 100 000 жизней, что составляло более трети населения города. Церковь открывает вход в Гранд-канал из Венецианской лагуны, и её силуэт с огромным куполом высотой 60 метров эффектно выделяется на фоне неба. В 1631 году молодой архитектор Бальдассаре Лонгена приступил к строительству по решению Большого Совета, дожа Николо Контарини и по желанию жителей города. Строительство продолжалось более полувека и закончилось в 1681 году. Однако оформление интерьера и наружного декора продолжалось и позднее, после смерти Лонгены в 1682 году под руководством его ученика Антонио Гаспари[2]. По сохранившимся данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок, из них более 100 000 было забито в дно в качестве свай.

Так же как и в церкви Иль Реденторе, в церкви Санта-Мария делла Салюте ежегодно служат мессу в память избавления от чумы. 21 ноября, в день, когда Католическая церковь отмечает праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы», отмечается праздник Феста делла Салюте. В этот день от Дворца дожей до храма наводят понтонный мост.

Архитектуру храма часто относят к стилю барокко. Это условно, поскольку стиль барокко в его классическом варианте в Венеции не получил достаточного развития. Но даже для венецианской архитектуры XVII века композиция церкви необычна. Храм построен в виде октогона (восьмигранника). На октогоне установлен восьмигранный барабан с типично венецианским куполом с пятнадцатью рёбрами, похожим на купола собора Сан-Марко. Над алтарной частью, пристроенной вне основного восьмигранника, высится второй купол, меньшего размера. В каждой грани барабана расположены парные арочные окна. Барабан поддерживают контрфорсы в виде больших волют, увенчанных статуями. Как и в готических соборах Северной Европы, статуи «нагружают» контрфорсы, выполняя роль пинаклей, увеличивая прочность всей конструкции. Вопреки классике центрических храмов, предполагающей одинаковое восприятие здания со всех сторон, грани октогона оформлены портиками, различающимися по стилю. Столь живописное мышление присуще именно венецианским мастерам.