Церковь Скальци


Церковь дельи Скальци, или Санта Мария ди Назарет (итал.  La chiesa degli Scalzi, La chiesa di Santa Maria degli Scalzi, La chiesa di Santa Maria di Nazareth) — церковь в Венеции, в сестиере (районе) Каннареджо, у моста Скальци через Гранд-канал, рядом с железнодорожным вокзалом Санта-Лючия. Построена в 1660—1689 годах. Памятник архитектуры венецианского барокко.

Церковь получила своё название по имени «Ордена босоногих кармелитов» (Ордена босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель), кармелитских монахов, основавших близлежащий монастырь в XVII веке. Слово «скальци» (итал. scalzi) означает «ходящие босиком».

Строительство было поручено в 1660 году архитектору Бальдассаре Лонгена, но затянулось на двадцать девять лет. В 1672 году «Джузеппе Сарди Венецианец» (1624—1699; не путать с другим венецианским архитектором Джузеппе Сарди) выполнил работы по главному фасаду (он же является автором столь же пышного фасада церкви Санта-Мария-дель-Джильо). Строительство завершилось в 1689 году, но церковь была освящена только в 1705 году. Своды капелл в 1743—1744 годах были расписаны Джованни Баттиста Тьеполо и Джироламо Менгоцци-Колонна[1].

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в церковь попала бомба, выпущенная австрийскими войсками. Бомба разрушила крышу и уничтожила фреску Тьеполо «Перенесение Лоретского дома», которая впоследствии была заменена композицией Этторе Тито «Утверждение догмата о материнстве Девы Марии на Эфесском соборе»[2]. В период с 1853 по 1862 год австрийским правительством были предприняты реставрационные работы. 11 февраля 1723 года в церкви был похоронен Фердинандо II Гонзага, пятый и последний принц Кастильоне. В октябре 1802 года в церкви захоронен последний дож Венецианской республики Людовико Манин[3].

Между 1672 и 1680 годами по проекту Джузеппе Сарди производились работы по завершению главного, юго-восточного, выходящего на канал фасада церкви в стиле позднего венецианского барокко. Работы профинансировал аристократ Джероламо Кавацца. Фасад оформлен в два яруса с мощными сдвоенными колоннами коринфского ордера на постаментах и с сильно раскрепованным антаблементом. Три статуи верхнего яруса созданы скульптором Бернардо Фалькони: в центральной нише Мадонна с Младенцем (образ Мадонны Назаретской), по правую сторону от статуи Мадонны — образ Святой Екатерины Сиенской. Нишу справа занимала статуя святого Фомы Аквинского также работы Фалькони (в наше время отсутствует).

Интерьер церкви создан Бальдассарре Лонгеной в один главный неф с двумя боковыми, из которых открывается вход в малые капеллы. Триумфальная арка предваряет приподнятый пресбитерий, за которым расположен хор монахов.