Паппе, Анатолий Георгиевич


Анато́лий Гео́ргиевич Паппе (также Паппэ[1], 1908[2][3] — 1 октября[4] 1980 года[2]) — советский пианист, дирижёр[2], композитор, заведующий музыкальной частью Малого театра[5]. Заслуженный артист РСФСР (1974)[6][5].

Брат Ирины Георгиевны Паппе[7][К 1], дядя Вадима Михайловича Паппе[10]. Окончил Московскую консерваторию в 1929 году по классу фортепиано[11]. Занимался, в числе прочих, у П. А. Ламма[4], входил в его домашний кружок[12].

Был рекомендован своим другом Л. Н. Обориным в Государственный театр имени Вс. Э. Мейерхольда и работал там пианистом с 9 февраля 1928 года[13]. С начала 1928 года[14] или после 1932 года[2] — заведующий музыкальной частью этого театра. В путеводителях «Театральная Москва» на 1927—1928 года Паппе не числится среди сотрудников ГосТИМа, на 1929 год указан пианистом театра, на 1930 год не упомянут, как и на 1935.

28 июня 1938 года Паппе дирижировал премьерой второй редакции балета «Сердце гор» А. М. Баланчивадзе в Ленинградском академическом театре имени Кирова (балетмейстер В. М. Чабукиани, художник С. Б. Вирсаладзе)[15].

Подружившись в ГосТИМе с актёром Эрастом Гариным, Паппе в дальнейшем участвовал в музыкальном оформлении фильмов, снятых Гариным и Хесей Локшиной[16]. Историки искусства отмечают новаторское использование музыки Рихарда Вагнера (фрагмента оперы «Тристан и Изольда») для оформления ленты «Доктор Калюжный» (1939)[17].

В 1946—1960 годах вел в Московской консерватории имени П. И. Чайковского класс камерного ансамбля[4][2], в 1958 году — исполняющий обязанности доцента[4]. В 1946—1947 годах был заведующим музыкальной частью Центрального детского театра[3]. Паппе принадлежит инструментовка оперы-сказки «Морозко» М. И. Красева, премьера которой прошла в Большом театре в 1950 году[18]. В 1956—1980 годах регулярно участвовал в постановках Малого театра[19].