Парамасонство


Парамасонство — термин, принятый для обозначения братских и общественных организаций, которые связаны с масонством или осуществляют свою деятельность на схожих принципах. Большинство парамасонских организаций занимаются благотворительной и филантропической деятельностью. Некоторые из этих организаций когда-то были масонскими, но после активного участия в политике перестали признаваться в качестве масонских организаций, или на момент своего создания учреждались на принципах отличных от масонских[1][2].

Несмотря на запрет посвящения женщин, ясно указанный в основополагающих масонских документах 1723 года[3], некоторые женщины всё же были приняты в масонские ложи, но это рассматривалось как вынужденная мера, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или досадными случайностями. Однако, уже в XVIII веке во Франции появились так называемые адоптивные ложи, которые создавались под патронажем обычных масонских [мужских] лож, носили те же названия, но допускали в эти ложи женщин. Долгое время члены таких лож не рассматривались как полноправные масоны. Таким образом, адоптивные ложи стали первыми парамасонскими объединениями[4].

Исторической вехой в развитии парамасонства стал 1774 год, когда Великий восток Франции стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адоптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же названия, что и их мужские, распространились по всей Франции. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, адоптивная ложа «Девять сестёр» была женской группой, активно поддерживавшейся мужской ложей, в которой в 1778 году был посвящён Вольтер. Ещё одна ложа — «La Candeur» (Чистосердечие), созданная в 1775 году, была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую ложу, которая её создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения её самостоятельности[5]. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим задачам. Впрочем, различные события время от времени заставляли членов адоптивных лож больше интересоваться обществом и процессами, происходящими в нём[6].

После Великой Французской революции, в период Империи адоптивные ложи продолжали развиваться, но превратились скорее в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролина Бонапарт. Членство в таких ложах (их было более тридцати, в основном в Париже) стало знаком престижа, большинство членов этих лож не интересовались проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами[6]. Подобная направленность в деятельности этих лож привела к угасанию их и прекращению развития раннего парамасонства в конце XVIII века.