Парфино


Па́рфино — рабочий посёлок1938[2]) в Новгородской области России. Является административным центром Парфинского муниципального района.

Расположен в центральной части области на реке Ловать, в 30 километрах от её впадения в озеро Ильмень. Парфино находится в 116 км к югу от Великого Новгорода и в 20 км к востоку от Старой Руссы (расстояния даны не прямые, а по трассе). Примечательно, что добраться до посёлка Парфино из Великого Новгорода можно двумя примерно равными по расстоянию путями (с разных сторон озера Ильмень).

Через Парфино (5 км) проходит железная дорога Бологое-Московское — Валдай — Старая Русса — Дно-1. Посёлок соединён автомобильными дорогами со Старой Руссой и посёлком Пола, дорога на который имеет выходы на трассу М10 (Москва — Санкт-Петербург) и посёлок Демянск.

Впервые упоминается в 1495 году, как деревня Парфеево. В 1539 году значится как деревня Парфино Медниковской волости Старорусского уезда Шелонской пятины Новгородской земли. Но это упоминание относится не к современному посёлку Парфино, а к деревне Парфино, которая располагается по левую сторону реки Ловать.

В 1910 году напротив деревни, на правом берегу Ловати петербургский купец I гильдии Дмитрий Николаевич Лебедев начал строительство фанерной фабрики. Строительство велось на землях крестьян деревни Жересло; в ней позднее и поселились рабочие фабрики, так что растущий фабричный посёлок со временем «поглотил» эту деревню. Название же Парфино он получил позднее по близлежащей железнодорожной станции[3].

Выпуск фанеры начался уже в 1910 году, а в следующем году на фабрике работало 111 человек. Развивающееся предприятие получило название «Ловацкие деревообделочные заводы товарищества лесопильных заводов и мануфактур Дмитрия Николаевича Лебедева». Парфинская фанера предназначалась для продукции макаронной, сахарной и табачной промышленности, а также стала основным конструкционным материалом при постройке первых российских самолётов «Святогор» и «Илья Муромец». Однако уже в 1913 году Лебедев продал фабрику акционерному обществу Северных лесопильных заводов «Русская фанера», а в 1919 году предприятие было национализировано и стало называться «Второй государственный фанерный и лесопильный завод Северного района»[3].