Патанджали


Патанджали (санскр. पतञ्जलि, IAST: patañjali, ок. 200 до н. э. — ок. 150 до н. э.) — индийский философ, лингвист и писатель, считается автором ряда религиозных и философских трактатов на санскрите, наиболее известный из них — Йога-сутры, базовый текст индийской философской школы йоги. Вопросы о личности Патанджали и авторстве приписываемых ему сочинений остаются дискуссионным в среде индологов[1]. Является одним из 18 сиддхаров[en] в традиции тамильской ветви шиваизма[2].

По мнению британского индолога и санскритолога М.Монье-Вильямса, имя «Patañjali» является составным[3] и состоит из компонент «patta» (санскр. पत — «падающий, летающий»)[4] и «añj» (अञ्ज् — «честь, праздновать, красивый») или «añjali»(अञ्जलि — «благоговение, соединяющее ладони»)[5][6].

Достоверных данных о жизни Патанджали не сохранилось, в индийских источниках сведения о ней передавались в виде легенд, в частности, легенды о том, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на этимологии имени Патанджали[7].

Говоря о реальном историческом персонаже, индологи выделяют четырёх учёных по имени Патанджали[8][9][10]:

Дискуссия о личности (или личностях) Патанджали в кругах индологов развернулась с начала XX века. Британский индолог Джеймс Вуд в 1914 году отстаивал точку зрения, что автор «Йога-сутр» и автор комментария к грамматике Панини является одним и тем же человеком[25]. Эту позицию в 1922 году поддержал индийский учёный Сурендранат Дасгупта, который выдвинул ряд своих аргументов в её защиту[26]. Но в начале 1940-х французский индолог Луи Рану[en] высказал гипотезу, что автор «Йога-сутр» и автор комментария к грамматике Панини — разные люди[27][28]. В настоящее время эта точка зрения разделяется большинством индологов[29][30], хотя сохраняются (преимущественно среди индийских исследователей) и сторонники концепции «единственного Патанджали»[31][32].

Точку зрения, что трактаты по грамматике, медицине и йоге создал один человек по имени Патанджали, увековечил в стихах магараджа XI века Бходжа Парамара. Парамара разместил это стихотворение в начале своего комментария к Йога-сутрам под названием «Раджамарттанда». Идея «единственного Патанджали» содержится также в стихотворении, найденном в санскритском тексте XVIII века[33]: