Петторути, Эмилио


Эмилио Петторути (исп. Emilio Pettoruti; 1 октября 1892, Ла-Плата, Аргентина16 октября 1971, Париж, Франция) — аргентинский художник-модернист, педагог. С 1930 года по 1947 год директор Музея изобразительных искусств в Ла-Плате, чьим именем он был позже назван. Считается одним из самых влиятельных аргентинских художников XX века.

Родился 1 октября 1892 года в аргентинском городе Ла-Плата. Происходил из обеспеченной буржуазной семьи итальянских иммигрантов, обосновавшихся в стране. С ранних лет проявлял интерес к живописи, рисовал, в том числе многочисленные карикатуры; некоторые из них были представлены в выставочном зале газеты в Буэнос-Айресе[6]. В возрасте 14 лет поступил в местную Академию изящных искусств. Затем учился у Эмилио Кутаре, архитектора и преподавателя в школе рисования в Музее естественной истории. В 1910—1913 годах обучался в Провинциальной академии изящных искусств в Буэнос-Айресе. В 1913 году был удостоен государственной стипендии для путешествия и продолжения образования в Италии, где увлечённо изучал живопись художников эпохи Возрождения во Флоренции. Среди его интересов можно назвать таких живописцев как Фра Анджелико, Мазаччо и Джотто. В целом считается, что он вообще испытал сильное влияние флорентийского искусства XIV века[7].

В Италии познакомился с футуристами, в том числе с их лидером Филиппо Маринетти, что приводит к заинтересованности абстрактной живописью[8]. Хотя он никогда не относил себя полностью к футуристам, отвергая точную категоризацию своего искусства, его стиль несомненно находился под влиянием этого движения, как и манера его друга Ксула Солара (исп. Xul Solar). Первая выставка Петторути датируется 1916 годом; она прошла в галерее Гонелли, одном из оплотов флорентийского футуризма. В 1917 году переехал в Рим, продолжая работать на протяжении всей Первой мировой войны. Художник сосредоточился на решении художественных задач в области пространства и формы, рассматривая цвет как второстепенный элемент и экспериментируя с различными средствами выражения, включая мозаику, сценографию, витражи.

В первой половине 1920-х годов выставлялся в галереях Италии, Берлина и Парижа[9]. В Европе познакомился с перуанским автором, критиком и философом Хосе Карлосом Мариатеги. В 1925 году он писал про самобытность, оригинальность творческих устремлений художника следующее:

Его не причислишь ни к одной школе. Он оказывался на многих дорогах, но всегда сохранял своё „Я“. Он жил во времена нестабильности и анархии. Естественно, что его произведения не могли не реагировать на эти перемены. Вся жизнь Петторути в силу обстоятельств была серией поисков. Но из каждого поиска, из каждого путешествия он возвращался всегда с новым утверждением своего „Я“[9].