Пинакотека Брера


Пинакотека Бре́ра (итал. Pinacoteca di Brera) — одна из крупнейших картинных галерей Милана, Италия. Находится в городской зоне 1, в одноимённом квартале, во дворце Брера, построенном в конце XVI — начале XVII века, где также размещается Миланская академия художеств (Академия Брера).

Первое собрание картин было создано вместе с Академией изящных искусств в 1776 году австрийской императрицей Марией Терезией (в то время Австрии принадлежала значительная часть северной Италии, и в том числе Милан). Картинное собрание стало частью учебной библиотеки Академии, куда входила также коллекция гипсовых слепков, рисунков, гравюр и архитектурных макетов[8].

В 1803 году по инициативе вице-президента наполеоновской Итальянской Республики (1802—1805) Франческо Мельци д’Эриля, патриота и последовательного сторонника рисорджименто (объединения Италии), а также художника Джузеппе Босси была создана основа будущей Пинактотеки Брера. Дж. Босси, являясь с 1802 года секретарём Академии художеств Брера, поставил своей целью собрать произведения живописи из упразднённых Бонапартом церквей и религиозных институтов для учебных целей Академии[9].

В 1806 году в рамках политики Наполеона по секуляризации монастырей, дворцовая церковь Санта-Мария-ин-Брера был закрыта, фасад церкви снесён, а неф разделён на два этажа: верхний этаж был отведён под картинную галерею Академии, а нижний — под собрание античной скульптуры. Торжественное открытие галереи, которую в то время называли «наполеоновской», состоялось в 1809 году. В дальнейшем коллекция пополнялась за счёт новых приобретений и завещаний частных коллекционеров. В 1882 году пинакотека стала административно независимой от Академии. После разрушений во время бомбардировок 1943 года восстановительные работы продолжались до 1950 года.

В коллекции Пинакотеки представлены работы таких художников, как Амброджио Лоренцетти, Франче́ско Филиппи́ни, Донато Браманте, Рафаэль, Антонио Ротта, Мантенья, Пьеро дела Франческа, Джентиле да Фабриано, Карпаччо, Тинторетто, Лоренцо Лотто и многих других.

В галерее 38 залов с картинами, расположенными как в хронологическом порядке, так и по школам живописи (венецианская, тосканская, ломбардская), единственным исключением является зал X, где находятся работы XX века.