Пирке де рабби Элиэзер


«Пирке де рабби Элиэзер» (Элиезер), или «Барайта рабби Элиезера»[1] (ивр. ברײתא ר' אליעזרר‎), — агадическо-мидрашистское произведение, толкующее Книгу Бытия, часть Книги Исхода и некоторые места из Книги Чисел. Это произведение, написанное в Италии после 883 года, долго приписывалось раввину (рабби) Элиэзеру бен-Гиркану (I—II века)[2].

Всё произведение разделено на 54 главы, которые можно по содержанию представить в виде семи групп[2].

Эти 10 сошествий Господних служат как бы основной темой для всей книги. Адаму указан путь добра и зла, он кается в своем преступлении. На этом повествование о праотцах прерывается, затем следует рассуждение о трёх столпах, на которых держится мир, это: 1/ Тора (закон); 2/ Богослужение (עבודה) и 3/ оказание помощи ближнему (גמילות חסדים) и т. д. После этого следует перечисление десяти предметов, созданных, согласно традиции, в пятницу вечером, и толкование Пс. 8, приписываемого Адаму. Затем следует продолжение повести о грехопадении Адама и Евы, история Каина и Авеля, рождение Шета, о грешном роде людском и о Ное.

Что касается обычаев и постановлений, то в Пирке упоминаётся следующие: чтение пс. 92 во время богослужения в пятницу вечером, благословение «Bore Meore ha-Esch» во время «габдалы»[англ.] (20, ср. Пес., 54а), обычай рассматривать свои ногти при этом благословении и мочить вином габдалы свои брови (20); молитва, известная под именем «Tal» (молитва о росе) в первый день Пасхи (32), обычай трубить в «рог» в синагогах в день новолуния месяца Элул (46), добавление отрывка из Втор. 21:20, к ежедневной молитве «Schema» (23)[2].

Из обычаев, стоящих в связи с обрезанием, в тексте приведены: оставление особого кресла для невидимо присутствующего пророка Илии (39)[2].

Из обычаев, относящихся к бракосочетанию, упомянуты: совершение обряда под балдахином (12), присутствие дружек, שושבינים, около новобрачных, произнесение благословений хаззаном (12), воспрещение женщинам появляться с непокрытой головой (14; ср. Кет., 72а) и многое др.[2].