Пиццикато


Пиццика́то (итал. pizzicato, от pizzicare — щипать[1]) — приём игры на смычковых инструментах, когда звук извлекается не смычком, как обычно, а щипком струны, отчего становится более глухим, тихим и коротким по продолжительности. Начало игры этим приёмом в нотах сокращённо обозначается «pizz.», окончание — «arco» (с итал. — смычок) или «coll’arco» (смычком). Также «пиццикато» называют инструментальную пьесу, полностью или большей частью исполняемую этой техникой[1].

Одним из первых композиторов, предписавших применение этого приёма в оркестровой игре, был Клаудио Монтеверди в (театрализованном) мадригале «Битва Танкреда и Клоринды» (1624)[1]. Вплоть до эпохи классицизма тем не менее пиццикато применялось достаточно редко, хотя в ариях из ораторий и медленных частях оркестровых сочинений И. С. Баха оно встречается.

В балете «Дон Жуан» Глюка один из номеров целиком исполняется пиццикато, что является первым известным случаем применения этого приёма для исполнения целого сочинения.

Активно применять пиццикато в своих симфониях начал Йозеф Гайдн, а Моцарт использовал его в операх: так, в «Свадьбе Фигаро» под аккомпанемент пиццикато у виолончелей, имитирующих звучание гитары, звучит романс Керубино.

В XIX веке пиццикато вошло в практику сольного исполнительства (со времён Паганини), а в оркестровой музыке приобрело статус особой окраски звука. В Пятой и Седьмой симфониях Л. ван Бетховена пиццикато придаёт звучанию драматизм. С другой стороны, легко и непринуждённо звучат полностью исполняемые пиццикато третья часть Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, полька из балета Л. Делиба «Сильвия», Полька-пиццикато Иог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса[1], вторая часть (Playful Pizzicato) «Простой симфонии» Б. Бриттена.

Развитие исполнительской техники в XX веке привело к появлению новых приёмов игры на струнных инструментах: защипывание струны ногтём, пиццикато у подставки, пиццикато в сочетании с глиссандо и др.