Плач (жанр)


Плач — литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — традиционные импровизации элегического характера, связанные, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью[1]. Жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах[2].

Один из древнейших лирических жанров — плач являлся, преимущественно, погребальным и представлен во всех древних литературах с опорой на древнейшие фольклорные истоки[3].

Примеры плачей представлены в древнеегипетской литературе (например, Речение Ипувера, Повесть о красноречивом крестьянине, плачи по Осирису[3]).

В древнейшей Ближневосточной литературе ярким образцом жанра являются шумерские «Плач об Уруинимгине» и «Плач об Уре» (около 2000 года до н. э.), плач о разрушении города Лагаш. Большинство этих текстов исполнялось во время богослужения. Жанр плача о народных бедствиях, разрушении того или иного города или храма был столь распространён в Шумере, что создание подобных плачей на шумерском языке продолжилось в вавилонской, ассирийской, персидской, эллинистической (селевкидской) эпохах[3].

Этот жанр схож с древнееврейским жанром кина, а, возможно, даже оказал на него влияние. Библейская «Книга Плача» (Кинот) говорит о разрушении Иерусалима в ходе вавилонского нашествия в VI веке до н. э. В еврейской религиозной и поэтической традиции плачи исполняются во время литургии[3].

«В музыкально-поэтической культуре западно-европейского Средневековья плач (лат. planctus) появился в результате тропирования отдельных жанров григорианского хорала. Таков, например, „Плач Рахили“, возникший как троп респонсория „Sub altare Dei“ (XI век). Древнейший сохранившийся образец — „Плач на смерть Карла I Великого“ (с инципитом „A solis ortu usque ad occidua“) из рукописи аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (X век). К XII веку относятся 6 плачей. Плач Абеляра (тексты — парафразы библейских сюжетов), записанных невмами (без точного обозначения высоты звука). В светской музыке встречается у трубадуров (провансальское planh), выражающий скорбь поэта по поводу смерти своего знатного покровителя или близкого человека („Плач“ Б. де Борна на смерть „Молодого Короля“[4], Fortz cauza Гаусельма Файдита, написанный на смерть короля Ричарда Львиное Сердце (1199 год)). В XII—XIII веках плач занял место среди других музыкально-поэтических жанров литургической драмы, чаще внутри театрализованного церковного действа о посещении гробницы „тремя Мариями“ (лат. Visitatio sepulchri); по всей Западной Европе был распространён также „Плач блаженной Девы Марии“ (лат. Planctus Beatae Virginis Mariae), который исполнялся на Страстной неделе. В позднем Средневековье тексты плачей появились и на современных европейских языках (лауда „Pianto della Madonna“ на слова Якопоне да Тоди, XIII век)»[5].