Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России


Слу́жба поиско́вых и авари́йно-спаса́тельных рабо́т ВМФ Росси́и (СПАСР ВМФ России)[5][4] — специальная служба (система органов управления и специальных формирований)[6] в Военно-морском флоте Российской Федерации (ВМФ России), предназначенная для выполнения задач по поисково-спасательному обеспечению (ПСО) сил флота[1][2]: поиску и оказанию помощи повреждённым и терпящим бедствие кораблям и судам, спасению их личного состава, подъёму затонувших кораблей (судов), а также спасению экипажей летательных аппаратов, потерпевших аварию над морем[7][8].

До 1993 года задачи поисково-спасательного обеспечения ВМФ России выполняла Поисково-спасательная служба ВМФ России (ПСС ВМФ России), в 1993—2009 годах — Управление поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России (УПАСР ВМФ России)[9][10][11][12].

Одним из первых известных в России случаев подводных аварийно-спасательных работ стала операция по спасению «потаённого судна» (подводного судна), сконструированного крестьянином Ефимом Никоновым, которое затонуло вместе с экипажем при его испытаниях на реке Неве в 1724 году. В ходе спасательных работ, в которых принимал непосредственное участие тогдашний российский император Пётр I, аварийное «потаённое судно» было вытащено на берег. При этом обошлось без жертв[9][10].

В 1882 году в Кронштадте была создана Водолазная школа, в задачу которой входила подготовка водолазов для Российского императорского флота (РИФ)[6]. Преподаватели школы, а также её курсанты и слушатели (нижние чины, а с 1897 года и офицеры), выполняли подводные аварийно-спасательные и судоподъёмные работы на терпящих бедствие или затонувших кораблях РИФ. В 1928 году Водолазная школа, к тому времени перебазированная на Чёрное море и располагавшаяся в Севастополе, была включена в состав ЭПРОН и переведена в Балаклаву, где её объединили с находившимися там Водолазными курсами ЭПРОН. После слияния школа получила наименование Водолазная школа ЭПРОН. В 1931 году Водолазная школа ЭПРОН была преобразована в Военно-морской водолазный техникум ЭПРОН[13][14].

Первым специализированным спасательным судном (СС) для подъёма аварийных и затонувших подводных лодкок в РИФ стало судно «Волхов», которое вошло в состав флота в 1915 году. 15—16 июня 1917 года СС «Волхов» впервые произвело подъём затонувшей у Аландских островов подводной лодки АГ-15[15][16]. 31 декабря 1922 года СС «Волхов» было переименовано в «Коммуну», и по состоянию на 2020 год продолжало нести службу в составе ВМФ России[17].

Тем не менее, несмотря на зарождение водолазного и судоподъёмного дела в России, специальной поисково-спасательной службы в её военно-морском флоте так и не было создано вплоть до советского периода, поэтому задачи судоподъёма и спасения терпящих бедствие на море в дореволюционной России решались различными частными организациями[10].