Поминальные дни у славян


Помина́льные дни у славян — славянские календарные дни поминовения умерших (усопших), посвящённые умершим предкам; дни, включающие, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ, поминальную трапезу у могил и дома (прежде всего у православных славян); дни, в которые «кормили души»: готовили особую (поминальную) пищу (например, коливо, кутью, блины, хлеб), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты. Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных традициях. Разные поминальные дни[1] различны по содержанию.

В народных обычаях принято поминать «родителей» перед большими праздниками: масленой неделей, Троицей, Покровом и Дмитровым днём. В Полесье в список входили также Михайловская суббота, поминальные пятницы. Народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского, например, народ не отмечает некоторые «родительские субботы» богослужебного круга[2].

Кроме специально предназначенных для поминовения дней (деды, Задушки, Задушницы, Радоница, Проводы), поминальные обряды и мотивы у славян присутствовали в большинстве годовых праздников (чаще всего предкам посвящались кануны праздников, особенно Рождества, Троицы, Масленицы), нередко также и в местных, храмовых праздниках. Большая часть поминальных дней приходится на субботу или пятницу и субботу[1].

У русских к поминальным дням (родительские дни, с.-зап. также урочные дни) относятся прежде всего Радуница и «родительские субботы», а также вторник или четверг в период Зелёных святок, когда поминали в основном безымянных и умерших не своей смертью (смотрите Заложные покойники), кроме погибших в бою. В Русской православной церкви к поминальным дням также относятся субботы на 2-й, 3-й, 4-й неделе Великого поста[1].

В поминальные дни варили кутью, пекли пироги, блины, кисель, пиво, носили снедь на могилы, чтобы помянуть «родителей»; часть еды относили в церковь и раздавали нищим. В Архангельской губернии поминовения совершались дома: перед едой молча стояли у стола, не прикасаясь к кушаньям (по поверьям, в это время ели умершие). Во многих местах первый блин, испечённый на масленицу, предназначали предкам — клали на слуховое окно, за икону, съедали за упокой души, отдавали птицам. В Заонежье главными поминальными днями считали мясопустную (на Масленицу), троицкую и дмитровскую субботы; в эти дни ходили в церковь и посещали кладбища; в некоторых местах в поминальные дни происходили массовые гулянья на кладбищах и даже конные состязания. На Рождество Христово и Крещение Господне предков поминали блинами на могилах; при этом запрещалось сметать снег с могил и крестов, иначе покойники приходили во сне и сердились: «Зачем одеяло (шубу) сняла, холод такой голове и ногам». В Смоленской области перед родительскими субботами и крупными праздниками топили баню, в которой мылись сами и оставляли для «родителей» воду, мыло, веники, чистое полотенце, бельё со словами: «Ну, честные родители, приходите и вы, мойтесь»[3].