Порт Гонконга


Порт Гонконга — один из крупнейших грузовых портов мира, входит в десятку крупнейших портов Азии и десятку крупнейших контейнерных портов мира. Расположен в акватории Южно-Китайского моря. Гонконгский порт специализируется на обработке ISO-контейнеров, а также сырья (сырой нефти) и стройматериалов, имеется несколько пассажирских терминалов. В среднем порт посещает 350 контейнеровозов в неделю, они соединяют Гонконг регулярными маршрутами с 510 портами мира[1][2][3][4][5].

Порт Гонконга тесно связан с портами соседнего Шэньчжэня (Яньтянь, Шэкоу, Чивань и Мавань), фактически образуя единый логистический комплекс[6].

По состоянию на 2019 год порт Гонконга обработал 18,36 млн TEU, заняв восьмое место среди крупнейших контейнерных портов мира.

Исторически порт Гонконга развивался в глубоководной и хорошо защищённой бухте Виктория (Вэйдолияган), расположенной в стратегически важном месте Южного Китая — в районе дельты Жемчужной реки[7]. Если в колониальный период (до начала 1970-х годов) основные портовые сооружения находились на северном побережье острова Гонконг, то сейчас они расположены в округе Кхуайчхин на Новых Территориях[8][9].

До начала британского присутствия Гонконг являлся небольшой рыбацкой деревушкой, часто служившей пристанищем пиратов. С 1821 года британские торговцы стали использовать остров Гонконг для стоянки своих судов и складирования опиума, привозимого из Британской Индии[3][10]. В июне 1841 года британский администратор Чарльз Эллиот объявил Гонконг свободным портом, где торговля не облагается налогами, что привлекло на остров многих европейских коммерсантов из Гуанчжоу и Макао. Первыми построили свои склады крупные британские торговые дома Lindsay & Co, Jardine, Matheson & Co и Dent & Co[11][12][13].

По окончании Первой опиумной войны Гонконг в августе 1842 года отошёл под контроль Великобритании, после чего англичане начали полномасштабное обустройство порта и военно-морской базы. Кроме того, британцы добились открытия для «свободной торговли» пяти китайских портов (Гуанчжоу, Сямыня, Фучжоу, Нинбо и Шанхая), с которыми у Гонконга установилось регулярное морское сообщение. Особенно оживлённой была торговля между Гонконгом и Гуанчжоу, куда из колонии направлялись караваны лорч с опиумом. В 1843 году в колонии вспыхнула забастовка китайских рабочих, выступавших против строительства торгового порта[3][14][15].


Паромные терминалы

Гонконг — Китай
Гонконг — Макао
Тхюньмунь
Порт Гонконга (Гонконг)
Точка
Терминалы Кхуайчхун
Точка
Терминалы Чхинъи
Точка
Речной торговый терминал
Точка
Нефтетерминал
ExxonMobil
Точка
Укрытие от тайфунов
Абердин-Саут
Точка
Укрытие от тайфунов
Абердин-Вест
Точка
Укрытие от тайфунов
Козуэй-Бей
Точка
Укрытие от тайфунов
Саукэйвань
Точка
Паромный терминал Гонконг—Китай
Точка
Паромный терминал Гонконг—Макао
Точка
Паромный терминал Тхюньмунь
Точка
Skypier
Точка
Круизный терминал Кайтак
Точка
Верфи United Dockyards
Точка
Терминал авиатоплива
Сачау
Точка
Терминал Hong Kong and China Gas
Точка
Терминал Hong Kong Petrochemical
Точка
Причалы электростанции Ламма
Расположение портовой инфраструктуры на территории Гонконга

Логистические центры

Modern Terminals
ATL Logistics Centre
Hongkong International Terminals

Укрытия от тайфунов Гонконга