Поццо, Андреа


Андре́а дель По́ццо, также Даль Поццо Андреа дель Поцци (итал. Andrea del Pozzo, Dal Pozzo, Andrea del Pozzi; 30 ноября 1642[1][2][…], Тренто, Трентское епископство, Габсбургская монархия[3] — 31 августа 1709[1][2][…], Вена[3]) — итальянский живописец, декоратор, архитектор и теоретик искусства. Крупнейший мастер стиля римского барокко периода Контрреформации. Член ордена иезуитов в Риме. Виртуозный мастер иллюзионистической плафонной росписи «под потолок» (итал. pittura di sotto in sù). Автор двухтомного трактата по теории перспективы для живописцев и архитекторов: «Живописная и архитектурная перспектива» (Perspectiva Pictorum et Architectorum, 1693—1700)[4].

Родился в Тренто (в графстве Тироль, принадлежавшем Австрии), изучал гуманитарные науки в местной иезуитской школе. Он прекрасно говорил по-итальянски и по-немецки. Отец, заметив склонность сына к изобразительному искусству, в 1665 году отправил его учиться на художника в Милан, где Андреа стал мирским членом Общества Иисуса (ордена иезуитов)[5]. Его первым учителем живописи, вероятно, был Якопо Пальма Младший, а затем неизвестный художник из мастерской Андреа Сакки. Он продолжал художественное образование в Генуе и Венеции.

Андреа Поццо много путешествовал, работал в Ломбардии, Пьемонте, Венето, Лигурии. С 1681 года — в Риме. Во время недолгих пребываний в разных городах Италии оставил фрески в церквях Ареццо, Монтепульчано, Сансеполькро, Модене и Комо. В 1703 году император Леопольд I вызвал его в Вену, где художник находился с 1704 года до своей смерти в 1709 году. У него было много последователей в Венгрии, Богемии, Моравии, Словакии и Польше. Поццо умер в Вене перед тем, как он намеревался вернуться в Италию, чтобы спроектировать новую иезуитскую церковь в Венеции. Он был похоронен с большими почестями в церкви иезуитов в Вене, которую он до того прославил своими росписями.

Его учеником был Агостино Коллачерони. Брат Андреа Поццо, Джузеппе, монах «Ордена босоногих кармелитов» из Венеции, также был художником: архитектором, скульптором и живописцем. Он украсил главный алтарь церкви Скальци в этом городе в последние годы XVII века.

Ранние произведения Андреа Поццо свидетельствуют о влиянии ломбардской школы: яркие, насыщенные цвета, жёсткие контуры и игра светотени. Когда Поццо писал в Генуе фрески на тему «Жизнь Иисуса» для гильдии торговцев, то его, несомненно, вдохновляли произведения Питера Пауля Рубенса. Первой большой работой Поццо стала роспись плафона церкви Сан-Франческо-Ксавье в Мондови (Пьемонт, 1676). От потолочной фрески (1678) туринской церкви Святых Мучеников (Chiesa dei Santi Martiri) сохранились только фрагменты: роспись постепенно разрушалась под воздействием просачивающейся воды и в 1844 году была записана Луиджи Ваккой.