Пояс Пресвятой Богородицы


Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Ζώνη τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου) — христианская реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии, матери Иисуса Христа. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (греч. Μνήμη τῆς καταθέσεως τῆς τιμίας Ζώνης τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου), совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю).

До конца IX века нет письменных упоминаний о Поясе Богородицы. Существуют два рассказа о происхождении пояса Богородицы, один из них в Минологии Василия II, другой в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.

Синаксарь Константинопольской церкви X века сообщает, что пояс Богородицы хранился в городе Зила (Ζήλα), а при императоре Юстине II (565578 годы) пояс был перенесён из Зилы в Константинополь в Халкопратийскую церковь[1], в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег; см.также Агиосоритисса).[2][3].

В конце IX века Иосиф Песнописец (?—883) написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии[4][5][6].

В Минологии Василия II[7][8] рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в Иерусалиме; при императоре Аркадии (395408 годы) пояс был перенесён в Константинополь из Иерусалима и положен в небольшой ковчег. При императоре Льве VI (886912 годы) его четвёртая жена Зоя [9], которая была бесноватая, во сне увидела видение. В видении Зоя была оповещена, что от пояса получит исцеление. Лев VI открыл ковчег, достал пояс и передал его патриарху. Патриарх растянул пояс над головой Зои, после этого Зоя получила исцеление, нечистый дух вышел из неё. Пояс был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью.

После этих событий патриарх Евфимий (907912 годы) составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление её храма в Халкопратии[10].