Прети, Маттиа


Маттиа Прети (итал. Mattia Preti; 24 февраля 1613, Таверна — 3 января 1699, Валлетта) — итальянский живописец эпохи раннего барокко. караваджист, представитель неаполитанской школы семнадцатого века. Его также прозвали «Калабрийским рыцарем» (il Cavalier Calabrese), поскольку он родился в Калабрии и был посвящён в рыцари в Риме папой Урбаном VIII. Он работал в Риме и Неаполе, а также на Мальте, где прожил всю вторую часть своей жизни и стал членом Мальтийского ордена[4][5].

Маттиа Прети родился в небольшом городке Таверна в провинции Катандзаро (Калабрия). Он был третьим ребёнком в большой семье, принадлежащей к среднему классу. Крещён 26 февраля 1613 года, через день после своего рождения, в приходской церкви Борго-Сан-Мартино, точнее, в благородной капелле, принадлежавшей матери художника, Инноченце Скипани, представительнице одной из четырнадцати дворянских семей Таверны[6].

В 1630 году Маттиа переехал в Рим, где в первые годы жил вместе со своим старшим братом Грегорио, также художником и примерно на десять лет старше, приехавшим в город двумя годами ранее, в 1628 году. Вероятно, многие ранние произведения сделаны братьями совместно. В Риме Маттиа Прети познакомился с живописью Караваджо и его последователей, таких как Бартоломео Манфреди, Баттистелло Караччоло, Турнье и Валентен де Булонь, которые на него оказали значительное влияние.

В 1636 году Маттиа и Грегорио Прети проживали при церкви Сан-Бьяджо-а-Монтечиторио, в то время как их имена уже фигурировали в списках известных художников Академии Святого Луки, но они так и не стали её официальными членами. В начале 1640-х годов два брата уже пользовались значительным успехом у римских заказчиков. 31 октября 1642 года после просьбы, направленной папе Урбану VIII, Маттиа Прети был принят в Орден Святого Иоанна Иерусалимского.

Около 1644 года живописец отправился в Венецию, где изучал живопись Веронезе, а возможно, также во Флоренцию и Болонью. С 1646 по 1651 год он снова проживал в Риме. К этому времени относятся фрески в апсиде базилики Сант-Андреа-делла-Валле со сценами мученичества Святого Андрея (1650—1651)[7].

В 1651 году живописец работал в Модена Модене, в начале 1653 года он вернулся ненадолго в Рим, а затем, в том же году, отправился в Неаполь, где познакомился с Лукой Джордано, также оказавшим на него большое влияние. Во многих живописных работах сотрудничал с Джачинто Бранди.