Сант-Андреа-делла-Валле


Базилика Сант-Андре́а-де́лла-Ва́лле (итал. Sant’Andrea della Valle — «Церковь Святого Андрея в долине») — самая большая барочная церковь в Риме. Расположена на одной из центральных магистралей города — улице Виктора Эммануила II (Corso Vittorio Emanuele). С 12 марта 1960 года Сант-Андреа-делла-Валле является титулярной церковью. Sant’Andrea делла Валле служит главной резиденцией религиозного ордена театинцев[3].

Церковь строили начиная с 1591 года по проекту Джакомо делла Порта и Пьера Паоло Оливьери под патронатом кардинала Джезуальдо по обету и на средства покойной герцогини Амальфи. Донна Костанца Пикколомини д’Арагона, герцогиня Амальфи, потомок семьи Папы Пия II, завещала свой дворец и прилегающую церковь Сан-Себастьяно в центре Рима Театинскому ордену для строительства новой церкви. Поскольку покровителем Амальфи был Святой Андрей, церковь была освящена в его честь. Со смертью предыдущего патрона заботу о церкви принял кардинал Алессандро Перетти ди Монтальто, племянник папы Сикста V.

Большая часть строительных работ была осуществлена в 1609—1650 годах по проекту Карло Мадерна. Фасад (1661—1667) проектировал Карло Райнальди. Купол церкви Сант-Андреа создан по проекту К. Мадерна, долгое время был третьим по величине куполом в Риме после базилики Святого Петра и Пантеона[4].

Интерьер церкви был завершен к 1650 году с некоторыми изменениями, внесёнными Франческо Гримальди. Роспись купола церкви Сант-Андреа стала одним из крупнейших заказов того времени. Работа оспаривалась двумя учениками братьев Карраччи в Болонской Академии: Джованни Ланфранко и Доменикино. В конце концов купол расписал Ланфранко. Над фреской «Прославление Рая» (1624—1625) работал Ланфранко — многофигурная динамичная композиция обнаруживает влияние творчества Корреджо (росписи в кафедральном соборе в Парме). Изображения четырёх евангелистов в пандативах — работа Доменикино (1627). Росписи верхнего регистра апсиды «История Святого Андрея и добродетели» создавал в 1624—1628 годах Доменикино. В нижнем регистре, вокруг главного алтаря — пять больших картин на тему «Мучения Святого Андрея» (в центре: «Распятие») работы Маттиа Прети (1650—1651), созданные под влиянием стиля Караваджо и Ланфранко[4].

Скульптуру создавал Алессандро Альгарди. Особый интерес представляют боковые капеллы церкви. Капеллу Джинетти (первая справа) создал Карло Фонтана в 1670 году, скульптурный рельеф из белого мрамора с изображением ангела, призывающего Святую Семью к бегству в Египет, сделал в 1675 году Антонио Раджи. Вторая капелла — Капелла Строцци, возможно, была спроектирована Микеланджело, или выполнена по его рисункам в 1616 году по заказу Леоне Строцци. В ней находятся скульптуры «Пьета», «Лия и Рахиль» (копии с оригиналов Микеланджело). В 1670 году Карло Фонтана построил капеллу Ланчеллотти. Капелла Богоматери Святого Сердца (1887—1889) спроектирована Аристидом Леонори. В правом трансепте находится капелла святого Андрея Авеллино с алтарным образом работы Джованни Ланфранко (1625)[5].