Проект «Звено»


Проект «Звено» — авиационный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны.

Работы над проектом «Звено» начались в июне 1931 года в Научно Исследовательском Институте Военно Воздушных Сил, под руководством Владимира Сергеевича Вахмистрова. Задачами проекта «Звено» были:

Истребители крепились на крыле и фюзеляже, а также под ними. Для этого на носителе крепились специальные стержневые пирамиды и подкосы с замками крепления, управляемые от лётчиков. Подвешиваемые самолёты крепились в трёх точках, из которых замок был в задней точке, а передние две освобождались автоматически.

Для «Звена» в качестве носителя применялся первоначально бомбардировщик ТБ-1, а потом ТБ-3. К ним подвешивались под крыло и под фюзеляж, а также устанавливались на крыло и на фюзеляж истребители И-4, И-5, И-Z и И-16 в разных комбинациях. Полуторапланы (И-4, И-5) могли быть установлены только над крылом. Конструкция ТБ-1 в «Звене» усиливалась.

Первый успешный полёт состоялся 4 декабря 1931 года. Лётчики: авиаматки ТБ-1 — А. И. Залевский, второй пилот — А. Р. Шарапов. На И-4 — В. П. Чкалов и А. Ф. Анисимов. Этот первоначальный вариант, называвшийся «Звено-1», состоял из тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, несущего два истребителя И-4 на крыльях. На каждой плоскости ТБ-1 установили по три фермы из металлических труб. Две передние — для крепления оси шасси И-4, третья, повыше, для удержания хвоста истребителя в горизонтальном положении. Передние крепления имели замки бомбодержателей, которые открывались из кабины бомбардировщика, задние — из кабин истребителей. В ходе полёта чуть не произошёл несчастный случай: замок одного из креплений сработал чуть позже, один из истребителей был отсоединён до готовности пилота, но всё обошлось. После этого случая было решено полностью перенести управление отцеплением-прицеплением истребителя из кабины бомбардировщика в кабины истребителей. В ходе этого инцидента на воздушном авианосце образовалась большая асимметрия, связанная с тем, что второй истребитель остался на другом крыле, но эта асимметрия не оказала существенно влияния на управляемость авианосцем, показав, что истребители могут взлетать и садиться на авианосец независимо друг от друга. Что любопытно, «аварийный» истребитель пилотировал сам Чкалов, а руководитель проекта — Вахмистров сидел в кабине переднего стрелка в бомбардировщике. Другими участниками полёта были А. И. Залевский и А. Р. Шарапов — пилотировавшие носитель, а также А. Ф. Анисимов — пилотировавший второй истребитель.