Кондак


Конда́к (греч. κοντάκιον) — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику[1].

Родиной кондака стала Сирия и Антиохия благодаря трудам св. св. Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста, под влиянием трудов которого находился святой Роман Сладкопевец, который съел таинственный свиток, подобно пророку Иезекиилю (Иез. 3:1-3) и апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову (Откр. 10:9-10). Кондак явился нарративным и дидактическим жанром гимнографии и связан с поэтизацией проповеди, в отличие от аккламационного и доксологического начала, свойственного другому гимнографическому жанру - тропарю[3].

Древние кондаки представляли собой многострофные поэмы. Например, Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы содержит двенадцать строф и, соответственно, двенадцать рефренов.

В Кондаке на Рождество Христово содержится двадцать пять строф и столько же рефренов. Широкое распространение получили кондаки, состоящие из двадцати четырёх строф (по числу букв греческого алфавита). На такие кондаки по внешнему виду стали похожи акафисты, в которых теперь двенадцать кондаков чередуются с двенадцатью икосами. В других случаях последовательность первых букв всех строф кондака образовывала акростих, прославляющий Бога или конкретного святого, память которого отмечалась в этот день.

Каждая основанная на изосиллабизме строфа заканчивалась общим для всего кондака рефреном («Единый Человеколюбец» или «неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея»). Первая строфа представляла собой вступление (проимнон, кукуль), последняя — молитву («Спаси Твою паству» или «сохрани со пастырем сих верных»). Пример первой строфы с рефреном из Кондака на Рождество:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча Младо,
Превечный Бог.